Давным-давно, журнал Empire составил список из 12 лучших неспродюсированных голливудских сценариев. Два из них в итоге были экранизированы (соответственно “Аватар” и “Фонтан”), еще про три к настоящему моменту я уже написал (это “
Carnivore”, одна из версий “
Gemini man”, и “
Sherlock Holmes And The Vengeance of Dracula”).
Конечно, этот список составлялся достаточно давно и представлял собой лишь мнение автора(ов). Причем, я сильно подозреваю, что он/они вряд ли читали все эти скрипты и скорее ориентировались на громкость имен и раскрученность проектов. Тем не менее, составляй я аналогичный список, как минимум один из тех 12 сценариев имел бы все шансы в него попасть.
Речь идет о скрипте “The sky is falling”, написанный в далеком 1995 году Говардом Ротом и Эриком Сингером. И если бы мне надо было бы тремя словами охарактеризовать данный сценарий, я бы выбрал “необычный, провокационный, запоминающийся”.
Итак, по ведущему из Лас-Вегаса шоссе стремительно мчится машина с двумя людьми в масках. Заднее сиденье забито оружием и недавно украденными из казино деньгами, а на хвосте у преступников висит куча патрульных машин и даже полицейские вертолет. Один из грабителей сжимает в своих руках непонятную оранжевую сумку.
После фееричной сцены погони сопровождающейся массовым уничтожением полицейской техники и одним забитым до смерти кувалдой копом, выясняется что парочка грабителей это монсеньор Феликс Кроули и святой отец Ринго Майклс. Они оба работали на археологических раскопках в пустыне Невады, где нашли некое доказательство того, что Бог мертв. Именно оно и находится в оранжевой сумке.
А раз Бог мертв, то это значит, что нет ни рая, ни ада, ни каких-то последствий земных деяний. Это открытие приводит к резкой смене ценностных установок у святых отцов: они начинают с того, что забивают кувалдой 30 рабочих, грабят оружейный склад, затем казино и ставят перед собой задачу прожить остаток своих дней трахая все что движется, употребляя как можно больше алкоголя и наркотиков и убивая всех, кого захотят. Вдобавок, Феликс очень хочет найти свою бывшую школьную любовь, чтобы признаться ей в своих чувствах.
Разумеется, святая католическая церковь не может допустить, чтобы общественность узнала про содержимое сумки и потому нанимает неизлечимо больного наемного убийцу Фрэнка Дойла убить еретиков. Несмотря на свою профессию, Дойл весьма религиозный человек - он соглашается взяться за работу при условии полного отпущения всех своих прошлых и будущих грехов.
Одной из отличительных особенностей данного сценария является то, что его действие происходит или в недалеком будущем или возможно вообще в альтернативной реальности. В этом мире, например, Лас-Вегас и местность вокруг него заселена в основном арабскими выходцами (даже полицейские в начальной сцене и то - арабы). Существует некая единая организация, объединяющая представителей всех религий, а при покровительстве католической церкви был создан Синдикат - что-то вроде мафии, которая уже достигла такого влияния, что его руководство планирует избавиться от “опеки” родительской организации.
Как и все остальное в этом сценарии, недуг Дойла тоже весьма необычен и отличается от стандартных киношных неизлечимых болезней - протагонист заражен неким червем-паразитом, который присосался к его позвоночнику и постепенно приближается к его голове. Когда он дойдет до мозга, то Фрэнк умрет. Но пока у него есть пара дней, и он сделает все, чтобы найти еретиков и получить обещанное отпущение всех грехов.Вообще, я должен сказать, что авторы как следует постарались сделать практически каждую сцену запоминающейся и содержащей в себе неожиданные элементы. Вот например, как это бывает в обычных фильмах - герой, чтобы куда-то срочно попасть, садится в вертолет и летит к пункту назначения. Но это слишком скучно. Тут же в аналогичной ситуации персонаж использует систему “небесного крюка” чтобы перейти с корабля на самолет (те кто видел “Темного рыцаря” примерно представляют в чем суть трюка).
Или возьмем сцену разговора “еретиков” в мотеле. Все бы ничего, но при этом в номере, где они находятся, “припаркована” их машина. Все стены целы, крыша не повреждена - однако каким-то чудесным образом авто попало в помещение, что ничуть не смущает ни персонажей, ни авторов, которые, я просто уверен, получали огромное удовольствие от своей работы и таких вот вызывающих когнитивный диссонанс сцен. Ну и что тут говорить про оранжевую сумку с доказательством смерти Бога, который является одним из самых крутых (возможно что самым) Макгаффиным из всех, про которые я слышал.
Черный юмор тоже хорош - например, добравшись до родного города, Феликс узнает что его школьная любовь уже давно переехала. Как же найти ее? Все просто - надо просто убить ее родителей, и она сама приедет на их похороны.
Уровень насилия в скрипте зашкаливает - замученные дети, убитые родители, забитые полицейские, расстрелянная паства, раздавленные автомобилем случайные обыватели... Концовка представляет собой весьма эпичную сцену, где еретики, Дойл, полиция и что-то вроде церковного спецназа (он десантируется на вертолетах прямо сквозь крышу собора), сходятся в схватке за оранжевую сумку и устраивают кровавую бойню в стиле финала “Наемного убийцы” Джона Ву...
Но что самое главное, несмотря на всю кровавость, безбашенность и необычность истории, Сингеру и Роту удается достаточно интересно поставить вопрос о вере, надежде и истине. Так ли важна правда или ею можно пренебречь в угоду сердцу? Можно ли убить Бога доказательством? Заглянет ли в финале Дойл в сумку, или же останется предан своей вере до конца?
Также, эта работа очень хороша персонажами - даже те, кто появляется всего в одной сцене, запоминаются. Традиционных героев в это истории вообще нет - тот же Дойл например, может пожертвовать жизнью мальчика чтобы получить нужную ему информацию. Но при этом, глядя на его страдания, веру и попытке искупить грехи ему все равно симпатизируешь.
В 1995 году этот сценарий был выкуплен студией Tristar Pictures за 400 000 долларов. Далее сложилась стандартная ситуация: материал был хорош на бумаге, но никто не знал как перевести его в фильм. Несмотря на все ультранасилие и нестандартные сцены, скрипт действительно заставлял задуматься над рядом вопросов - но с другой стороны, все та же религиозная тематика вкупе с общей кровавостью стали непреодолимой преградой на пути проекта.
В итоге, сценарий неоднократно переписывался в попытках сделать его более “дружественным” - из этой затеи разумеется ничего не вышло. Затем он отошел к компании New line cinema и некоторое время ходили разговоры о том, что Дэвид Финчер всерьез заинтересовался проектом. Но, разговоры так и остались разговорами.
Впрочем, учитывая щекотливую тематику и зашкаливающий уровень насилия возможно чудом является уже то, что проект вообще находился в разработке. Такие фильмы могли создаваться только в 90-е - сейчас мне трудно представить, что какая-нибудь студия вообще бы купила такую работу. Но я точно уверен, что будь фильм снят, он бы моментально стал культовым и независимо от сборов сейчас считался бы одним из классических представителей тех времен.
Как бы то ни было, кинобог, если он тогда еще был жив, не дал этому свершиться, и потому данный проект служит лишь напоминанием о той ушедшей эпохе.