Еще один мой старый текст, некогда опубликованный в журнале «Мир Фантастики» (выпуск № 130).
Летний сезон 2014 года оказался не слишком успешен для Голливуда: многие ожидаемые блокбастеры провалились или откровенно недобрали денег. Но этого нельзя сказать о фильме «Планета обезьян: Революция». Сиквел неожиданно выстрелившего фильма Руперта Уайта «Восстание планеты обезьян», не только собрал внушительные 700 миллионов долларов в мировом прокате, но и массу хорошей критики, сделавшими неизбежной следующую часть серии, чья премьера намечена на июль 2017 года .
А ведь всего за 10 лет до выхода ленты Руперта Уайта вселенная обезьян уже пережила полный ребут. Правда он оказался совершенно мертворожденным. И ведь нельзя сказать, что «Планета обезьян» Тима Бертона провалилась - фильм принес вполне неплохую прибыль, более чем достаточную для сиквела. Проблема была в том, что картина не снискала особой любви со стороны как критиков так и обычной публики. К тому же, сами создатели были не очень рады своему творению. Поговаривают что услышав предложение заняться сиквелом ленты, Тим Бертон пригрозил выброситься в окно. Кто знает, возможно именно из-за заботы о здоровье одного из самых талантливых режиссеров современности студия и решила не рисковать, а устроить новую перезагрузку.
Самое интересное здесь то, что фильм Бертона являлся лишь одним из звеньев в растянушейся более чем на десятилетее цепочке разнообразных попыток вернуть на экраны говорящих обезьян. И сегодня, мы вспомним все проекты, которые так и остались лишь на бумаге.
«Возвращение на планету обезьян» Адама Рифкина
В 1968 году на экраны вышло сразу две ленты, ныне считающихся классикой научной фантастики. Первой, разумеется, была «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Второй стала экранизация романа Пьера Булля «Планета обезьян». Cпустя всего два года последовал сиквел под названием «Под планетой обезьян», а в следующие три года вышло еще три продолжения. И пускай, с каждой новой частью, кассовые сборы становились все меньше и меньше, но их все равно хватало для финансирования новых быстросиквелов. Наконец, к «Битве за планету обезьян» продюсерам стало понятно, что серия окончательно себя исчерпала и потому было принято решение закругляться.
15 лет спустя, в 1988 году президент студии 20th Century Fox Крэйг Баумгартен увидел дебютный фильм 21-летнего Адама Рифкина под названием «На вторник не рассчитывай». До сих пор доподлинно неизвестно, что именно Баумгартен нашел в ленте, которую на тот момент никто в глаза не видел (впрочем, судя по нынешним 504 голосам зрителей на сайте IMDB с тех ситуация особо не изменилась) - но он предложил Рифкину сотрудничество на весьма щедрых условиях. Молодой режиссер был волен сам выбрать любой материал, которым бы он хотел заняться.
И Рифкин назвал проект своей мечты - настоящий (в его понимании) сиквел «Планеты обезьян». Рифкин хотел снять продолжение оригинальной ленты 1968 года, игнорирующее события всех предыдущих фильмов, которые, по его мнению, все равно уже все позабыли. Получив одобрение своей идеи, Рифкин начал писать сценарий под названием «Возвращение на планету обезьян».
Предложенный Рифкином сюжет начинался с рассказа о вспыхнувшей через несколько лет после крушения корабля Тэйлора гражданской войне между гориллами и шимпанзе. Когда измученные кровопролитным конфликтом лидеры враждующих сторон решили подписать мирный договор, безжалостный генерал армии горилл по имени Айзан совершил переворот и взял власть в свои руки, надеясь довести войну до победного конца.
Знакомый нам по фильму 1968 гола шимпанзе по имени Корнелиус пытается остановить братоубийственную войну и отправляется в Запретную зону в поисках астронавта Тэйлора. Корнелиус надеется, что своим рассказом о гибели человеческой цивилизации в результате междусобной войны тот сможет убедить Айзана остановить кровопролитие. После череды поисков, Корнелиус наконец находит постаревшего Тэйлора, который прячется в руинах нью-йоркской подземки. Мы узнаем, что у Тэйлора есть сын по имени Дьюк. Кроме того, вместе с ним обитает небольшая группа бежавших людей, которых Тэйлор обучил всему, что знает.
Корнелиусу удается убедить Тэйлора отправиться с ним в город обезьян, где как раз проходят мирные переговоры. Но Айзан, выслушав историю Тэйлора, воспринимает ее по своему и вместо того, чтобы подписать мирный договор, коварно убивает всех лидеров шимпанзе, а затем приказывает повесить Тэйлора и выслать Корнелиуса в Запретную зону. Если же Корнелиус вздумает вернуться, то Айзан убьет его малолетнего сына Пакса, которого он официально усыновил и назначил наследником своей империи.
Опустошенный потерей, Корнелиус возвращается в колонию людей и становится ее неформальным лидером, воспитывая сына Тэйлора. Когда Дьюк вырастает, Корнелиусу приходится рассказать ему правду о том, как погиб его отец, что приводит к закономерному результату - Дьюк решает отомстить. Несмотря на все увещевания Корнелиуса, разъяренный Дьюк отправляется в город обезьян, собираясь убить Айзана.
Как выясняется, за прошедшие два десятилетия Айзан почти полностью подавил всю внутреннюю оппозицию и установил жесткий тоталитарный строй (Рифкин проводил в тексте ряд параллелей между государством обезьян и Римской империей накануне падения). Виселицы в городе обезьян работают с утра и до ночи без перерыва, а рабов-людей стали эксплуатировать еще более жестоко, нежели раньше. Некоторых отправляют на гладиаторскую арену, где они вынуждены сражаться друг с другом на потеху публике.
Дьюк пытается застрелить Айзана во время одного из таких кровавых шоу, но лишь ранит диктатора. Героя берут в плен и собираются казнить, но затем небольшая группа шимпанзе-революционеров освобождает его. Впрочем, героя и его спасителей достаточно быстро ловят и отправляют на гладиаторскую арену, где они вынуждены биться с огромной гориллой-мутантом. С помощью смекалки и какой-то матери, Дьюку удается победить монстра и бежать. Вскоре, в город прибывает Корнелиус которому удается рассказать Паксу правду о том, кто он на самом деле. Разгневанный Пакс убивает отца, после чего провозглашает новое, свободное общество. Дьюк и его подруга празднуют свержение тирании у руин статуи Свободы.
Сейчас в Голливуде разбили бы такую историю минимум на три фильма. Но в 1988 году студия хотело уложить все в одну картину, которая обязательно должна была заканчиваться четким хэппи-эндом. Отсюда и вытекают основные проблемы сценария Рифкина - он тратит очень много времени на предысторию конфликта и экспозицию, но на само действие его остается не так и много. Потому финал скоротечен и выглядит откровенно притянутым за уши.
Спаведливости ради нужно сказать, что сам Рифкин настаивал на более неопределенной и даже пессимистичной концовке - но студия конечно же настояла на четкой победе плохих парней над хорошими. Кроме того, продюсеры потребовали сделать историю менее мрачной и разбавить ее некоторым количеством шуток, вроде сцены, где Тэйлор признавался, что его любимым фильмом был «Бен Гур». Рифкин выполнил все, что от него потребовали.
Интересно заметить как за два десятка лет изменилось отношении продюсеров к серии. Ведь в финале «Под планетой обезьян» (1970 год) все живое было уничтожено машиной Судного дня. До сих пор она остается одним из весьма редких примеров в истории Голливуда, когда создатели осмелились закончить картину гибелью всего живого на Земле не оставив никому никакой надежды.
Впрочем, когда речь зашла о продолжениях, смелость быстро закончилась. Но даже после этого авторам потребовалось целых три фильма, чтобы завершить сагу финалом, который все равно оставлял некоторую неопределенность по поводу того, повторится ли вся история снова или же герои изменили будущее. А теперь, студия по сути собиралась еще раз отменить второй фильм и сразу снять «счастливый» сиквел, где все было хорошо, и люди и обезьяны стали друзьями.
Какое-то время у альтернативного сиквела Рифкины были очень хорошие шансы дойти до зрителя. Режиссером понятное дело должен был стать сам Рифкин, Дэнни Эльфман дал согласие на создание музыки к фильму, основными же кандидатами на роль Дьюка были Чарли Шин и Том Круз. Но затем, в ходе кадровых перестановок, Крэйг Баумгартен покинул свой пост. Без него, некому было поддерживать проект Рифкина, и идея новой «Планеты обезьян» на пару лет была отложена.
«Возвращение обезьян» Терри Хэйеса
В 1993 году студия решила стряхнуть пыль с ряда старых проектов, одним из которых был и новый фильм по вселенной «Планеты обезьян». Продюсеры Дон Мерфи и Джейн Хэмшер, которые только-только закончили заниматься «Прирожденными убийцами», заинтересовались данной возможностью и обратились к студийным с боссам с вопросом о том, что им необходимо сделать, чтобы заполучить в свои руки этот проект.
Ответ был прост: «первым делом вам нужно найти какого-то крутого режиссера типа Сэма Рэйми». Когда Мерфи и Хэмшер ответили, что у них нет никого на примете, кто-то спросил у них «А почему бы вам просто не подойти и не поговорить по этому поводу с Оливером Стоуном ?». К большому удивлению Мерфи и Хэмшера, Стоун действительно проявил некоторый интерес к франшизе, хотя и не сказал напрямую, что стал бы снимать подобный фильм.
Однако даже этого было достаточно для того, чтобы воодушевленные Мерфи и Хэмшер развили весьма бурную деятельность, убеждая студийных боссов, что Оливер Стоун рвется снимать фильм и у него даже есть идея для сюжета. В итоге, им удалось собрать большое производственное совещание, на которое пришли все большие шишки 20th Century Fox. Но когда Стоун наконец вошел в комнату, то сразу же огорошил присутствующих заявлением о том, что пару дней назад пересмотрел все фильмы цикла «Планета обезьян» и по его мнению они просто ужасны. Затем он добавил, что пришел на встречу лишь из-за уважения к Дону Мерфи.
По свидетельству очевидцев, для многих этот момент стал самым неловким в их жизни. Дон Мерфи попытался сохранить хорошую мину и начал убеждать присутствующих в том, насколько выгодным вложением станет для них фильм про «Планету обезьян» и что картина сможет окупиться за счет одних продаж игрушек для детей. Но без режиссера и идеи у него не было ничего, помимо красивых слов, что он мог бы предложить боссам.
Внезапно, Стоун, который после своей гневной тирады не проронил больше ни слова, снова включился в разговор и выдал следующее:
«А что, если например кто-нибудь найдет разумных обезьян, находящихся в криогенной заморозке? И у них будет секретный код. С его помощью они взломают Библию и узнают про будущие события, в том числе и про конец человеческой цивилизации».
Это была не бог весть какая идея, и Стоун ясно дал понять, что в любом случае не станет снимать фильм, а лишь продюсировать. Но и этого хватило, чтобы студия выделила один миллион долларов на дальнейшую проработку проекта. В итоге, Стоун нанял для написания сценария Терри Хэйеса, известного по фильмам о Безумном Максе. Вскоре он представил работу, названную «Возвращение обезьян».
Согласно придуманному Хэйесом сюжету, в будущем, человечество поражает необъяснимая эпидемия: все новорожденные дети подобно Бенджамину Баттону рождаются уже старыми и вскоре умирают. Доктор Билли Рэй Даймонд пытается разобраться в причинах происходящего. Помощь неожиданно приходит со стороны обычного лаборанта, представляющегося Уиллом Робинсоном (как выяснится позже, это псевдоним, взятый в честь героя сериала «Затерянные в космосе»). Уилл заявляет что во всем виновата мутация митохондриальной ДНК, которая согласно его расчетам появилась в геноме человека 102 000 лет назад. Все эти годы она представляла собой бомбу замедленного действия, которая наконец рванула.
Уилл предлагает способ, как все исправить. Согласно его теории, митохондриальная ДНК является генетической машиной времени, позволяющей путешествовать в прошлое. Если вколоть себе специальную сыворотку и залезть в камеру сенсорной депривации, то используя ДНК можно оказаться в нужный момент времени в прошлом и предотвратить мутацию. Когда-то Уилл попытался проверить свою теорию, что привело к гибели пары коллег и его изгнанию из научного сообщества. Но сейчас, когда на кону судьба мира, он решается повторить эксперимент. На этот раз план срабатывает и Уилл переносится в Кению за 100 000 лет до н.э.
Вскоре, герой знакомится с племенем первобытных людей. Не успев хоть немного освоиться, Уилл сталкивается с воинственных цивилизацией разумных горилл. Их общество в сценарии Хэйеса выдержано в духе легкого стимпанка - обезьяны используют причудливую смесь технологий начиная от арбалетов и заканчивая паровыми машинами.
Уилл пытается сбежать, но обезьяны хватают его и забирают в свой город. Там Уилл знакомится с еще одним пленником - вождем племени людей по имени… Арагорн. Нет, это не шутка и не опечатка. Хэйес оказался неуемным фанатом «Властелина колец». Помимо Арагорна в его сценарии фигурировал лидер обезьян по имени Назгул, а само место действия называлось не иначе как Средиземье.
Уилл узнает, что обезьяны вовсю экспериментируют на людях и планируют использовать против них тот самый вирус, вызывающий старение детей. Воспользовавшись помощью заключенного-обезьяны, Уилл и Арагорн сбегают и вскоре встречают Даймонд. Она, как выясняется, беременна и отправилась в прошлое, чтобы спасти своего нерожденного ребенка.
Даймонд настаивает на том, чтобы найти общего предка всех ныне живущих людей и спасти его от заражения вирусом. Но Уилл, который возомнил себя кем-то вроде Эша из «Армии тьмы», решает изменить ход истории и разбить обезьян, используя науку. Он собирает вместе все человеческие племена и учит их, как использовать порох. Однако, из Уилла выходит не самый лучший Эш. Несмотря на все хитрости, обезьяны разбивают армию людей и убивают почти всех. Выживших уводят в плен. Среди них находится и девочка с непримечательным именем Ева, которая как нетрудно догадаться и является тем самым общим предком.
У Уилла и Даймонд не остается другого выбора, кроме как отправиться в город горилл, чтобы спасти Еву. С этого момента начинается безостановочный экш. Уилл угоняет паровой огнемет, освобождает пленников и устраивает барбекю из войска горилл. В финале город обезьян пылает, а человечество спасено. Даймонд рождает мальчика (и пускай его имя не названо, но нетрудно догадаться что это Адам) а Уилл строит небольшую статую Свободы которая должна стать для их детей напоминанием о том, как они изменили будущее.
Сценарий Хэйеса просто переполнен экшном: Уилл скачет на лошади по горящему городу, Уилл создает армию, Уилл сражается на мечах, Уилл пересекает водопад по натянутому над рекой тросу, Уилл управляет паровой машиной и т.д. Скучать бы не пришлось, но как это часто бывает, в угоду действию почти все остальное принесли в жертву, начиная от логики (взять хотя бы неуместные толкиновские имена и очень странную схему перемещения во времени) и заканчивая моралью и идейным подтекстом.
Роман Пьера Буля и его оригинальная экранизация гласили: обезьяны заняли место людей потому, что человечество само себя погубило. В этой же версии все было просто: гориллы убивают людей потому, что они все без исключения плохие и им нравится злодействовать. Нет никакого второго дна, проблематики, социальной сатиры. Из такого сценария мог получиться только боевик - примитивный, но зрелищный. Потому неудивительно, что главную роль в нем немедленно предложили Арнольду Шварценеггеру. На тот момент Шварценеггер был самым подходящим кандидатом - популярная звезда боевиков категории А, способная потянуть на себе проект со 100 миллионным бюджетом. Причем по слухам, Арни предлагалали не только роль ученого (Уилла также мог сыграть Бен Кингсли), но Арагорна, и главного злодея-обезьяны.
Удовлетворенный ходом дела, председатель совета директоров Fox Питер Чернин дал зеленый свет проекту и даже умудрился назвать сценарий одним из лучших прочитанных в своей жизни. В январе 1995 года было объявлено, что режиссером фильма назначен Филлип Нойс, а гримом обезьян будет заниматься легендарный Стэн Уинстон. Все складывалось просто отлично.
Но затем возникла непредвиденная проблема. Еще одним человеком, чье согласие требовалось, чтобы запуститься фильм в производство, был продюсер Дилан Селлерс. На одном из посвященных картине совещаний, Селлерс видимо решил показать, что получает деньги не только за сидение в кресле, и предложил «улучшить» сценарий, выдвинув следующую идею:
«Пускай, очутившись в Обезьян-лэнде, наш герой увидит, что обезьяны пытаются играть в игру вроде бейсбола. Но в ней не хватает какого-то ключевого элемента, скажем питчера. И тут появляется наш парень, который знает, что именно не так. Он показывает им, как надо, и все дружно начинают играть».
Разумеется, все присутствующие подчиненные тотчас же похвалили «блестящую» идею шефа. На самом деле, конечно, все надеялись спустить инициативу на тормозах, когда о ней забудут. Вот только Селлерс ничего не забыл. Прочтя новую версию сценария и не найдя в нем бейсбольной сцены, он незамедлительно уволил Хэйеса.
Узнав о таком самодурстве, Филипп Нойс в знак протеста покинул проект. Вслед за ним ушел и Оливер Стоун, который из-за всех этих проволочек, окончательно потерял остатки интереса к «Планете обезьян». Ну а затем Дилан Селлерс угодил в ДТП, приведшее к смерти человека, и был приговорен к тюремному сроку. Проект стал рассыпаться как карточный домик. Наконец, Мерфи и Хэмшеру предложили отступные за их места продюсеров. Они согласись. Так, съемки новой «Планеты обезьян» были сорваны во второй раз.
«Планета обезьян» Сэма Хэмма
Но студия не собиралась бросать многообещающий проект - благо им все еще интересовался Шварценеггер. После кадровых перестановок было решено начать работу с чистого листа. В качестве замены Нойсу, был нанят режиссер Крис Коламбус, прославившийся по дилогии «Один дома». Он привел с собой сценариста Сэма Хэмма, который взял за основу черновик Тэрри Хейса, но затем практически полностью его переписал, оставив лишь смертоносный вирус в качестве завязки.
В открывающей сцене сценария Хэмма, в гавань Нью-Йорка падает космический корабль с астронавтом-обезьяной. Пришельца случайно убивают, его кровь попадает в морскую воду, и через нее человечество заражается инопланетным вирусом. Через 9 месяцев после инцидента на Земле вспыхивает эпидемия, убивающая всех новорожденных детей.
В отчаянной попытке спасти человечество, группа ученых чинит инопланетный звездолет и отправляет пятерых землян к Альфе Центавре (откуда прилетел корабль), надеясь, что там они смогут найти лекарство от вируса. Полет продлится 6 лет по корабельному времени, которые экипаж проводит в криосне - на Земле же за это время пройдет 34 года.
Дойдя до пункта назначения, корабль совершает автоматическую посадку на замерзшем озере и вскоре идет ко дну. Один из астронавтов погибает из-за поломки криокапсулы, остальные спасаются и встречают в горах племя диких людей, не умеющих разговаривать. Вскоре появляются обезьяны, чье общество в этом сценарии весьма развито - у них есть машины, вертолеты и даже реактивные ранцы.
Один из астронавтов, попадает в плен и начинает говорить, шокировав горилл-солдат. Узнав об этом, орангутанг по имени Зайс убивает его и всех обезьян, ставших свидетелями инцидента. Второй астронавт становится жертвой лоботомии, делающей из него овоща. В живых остаются лишь два героя - Александр Трой и Сьюзан Лэндис, которые понимают, что как только откроют рот, их ждет участь коллег. Потому они из всех пытаются изображать дикарей. Их, вместе с остальными пленниками, привозят в город обезьян, где находится исследовательский центр по изучению людей. Его кстати регулярно пикетируют активисты из местного аналога Greenpeace, борющегося за соблюдение прав людей.
Немного освоившись, герои узнают, что местная культура подозрительно похожа на земную. Например, на планете обезьян есть сеть популярных закусочных Банана-Кинг, журнал для взрослых Apehouse, обезьяньи малыши просто обожают мультики с Микки Манки, а в кино идут блокбастеры вроде «12 обезьян». Герои приходят к закономерному выводу, что местная верхушка втайне смотрит земные передачи, а затем ворует оттуда все, что им понравилось.
Тем временем, люди Зайса поднимают со дна озера космический корабль, после чего узнают, что на нем путешествовало пять человек. Зайс начинает розыски оставшихся землян. Понимая, что их скоро разоблачат, Александр и Сьюзан решают открыться главе центра Зоре и ее жениху Корнелиусу. Справившись с шоком, те обещают помочь героям и спрятать их в Запретной зоне, куда они уже несколько лет тайно переправляют людей.
Однако план срывается. Сьюзан удается спрятаться, а Трою приходится прятаться. В конце концов, он не находит пристанище в цирке. Через некоторое время Троя привозят на телешоу, где дрессированные люди на потеху публике выдают себе за разумных обезьян. Поскольку шоу идет в прямом эфире, Трой пользуется этим, чтобы сообщить всей планете, что он путешественник с другого мира, которому нужна помощь. После этого, Трой мгновенно становится знаменитостью и кумиром молодежи, которая вдохновляется его рассказами о земной демократии. Троя водят на приемы, берут интервью и даже открывают фонд по сбору средств на его миссию.
Но герой понимает, что как только шумиха уляжется, Зайс обязательно покончит с ним. Через Зору, он поддерживает связь со Сьюзан, которая проводит в Запретной зоне исследование ДНК местных людей и выясняет, что они являются далекими предками всех землян. Благодаря одной редкой мутации они пережили опустошающую Землю болезнь. Но из-за нее же, они навсегда лишились возможности говорить.
Далее, мы узнаем, что некогда на Альфа Центавре существовала высокоразвитая человеческая цивилизация, которая погибла из-за неудачного медицинского эксперимента. Эволюционировавшие орангутанги захватили контроль над технологиями людей и, не желая делиться ими с другими видами обезьян, объявили руины древних городов Запретной зоной. Узнав из земных передач о том, что люди начали летать в космос, они отправили вирус на Землю, чтобы навсегда обезопасить себя. В конце концов, героям удается разработать свой вирус, который убивает только орангутангов. Они используют его, чтобы захватить огромный космический корабль и вернуться домой.
В финале беглецы прилетают Землю и узнают, что на ней случилось то же самое, что и на Альфе Центавре: человечество вымерло, и в покинутых городах теперь хозяйничают приматы. В финальных кадрах мы видим Статую свободы. Она переделана так, что ее лицо теперь изображает ухмыляющуюся обезьяну.
Из всех трех работ, сценарий Хэмма был самым целостным и близким к первоисточнику. Он в целом соответствовал фабуле романа, где герои попадали в чужой мир, которым правили восставшие против деградировавшего человечества обезьяны, лишь чтобы затем узнать, что за время их отсутствия с нашим случилось тоже самое. Тем не менее, и рукопись Хэмма не избежала некоторых неоднозначных решений и странных визуальных образов. Например, в финале героев должны были вначале атаковать гориллы на рыжах, а затем гориллы с реактивными ранцами. На экране это скорее всего выглядело бы слишком комично, и разрушило весь саспенс.
Кроме того, автор уж слишком увлекся пародированием земной культуры. Одна - две такие отсылки это забавно, но когда чуть ли не на каждой странице встречаются шутки вроде афиши фильма «Один дома 2»с Макак Калкиным в главной роли или выступление обезьяньего Фрэнка Синатры, это превращает происходящее в средней руки комедию. Да и концовка, хоть и была близка по духу к книжной, но оставляла резонный вопрос - каким образом всего за 70 лет обезьяны так эволюционировали, что захватили Землю?
В принципе, такие недостатки типичны для подобных проектов: их всегда можно сгладить во время дальнейшей работы. На основе этого сценария вполне мог бы выйти более-менее неплохой блокбастер, который вероятно был бы успешнее, нежели фильм Тима Бертона.
Но и этой версии было не суждено дойти до большого экрана. Из-за смерти матери, Крис Коламбус выбыл из проекта. На смену ему пришел титан в лице Джеймса Кэмерона, решившего переделать все по своему усмотрению. Канадский режиссер планировал снять ремейк, включающий ключевые моменты из первого и второго фильма. Главным героем картины должен был стать астронавт Тэйлор в исполнении все еще остававшегося в проекте Шварценеггера.
Казалось бы, тандем Кэмерона и Шварценеггера с вероятностью в 100% должен был подарить зрителям очередной бессмертный хит. Но Кэмерон увяз в съемках «Титаника» и передумал ставить картину, решив ограничиться лишь написанием сценария и продюсированием. Режиссурой должен бы заняться кто-то другой - и это, на первый взгляд весьма заманчивое предложение получил Питер Джексон (было бы кстати забавно, если бы он поставил «Планету обезьян» по сценарию с Арагорном и Средиземьем). Но после долгих раздумий, он благоразумно отказался, посчитав, что с такими тяжеловесами за спиной, вряд ли получит творческую свободу.
Затем последовал грандиозный успеха «Титаника», после которого Кэмерон полностью пересмотрел свои планы на будущее и напрочь исключил из них работу над ремейком «Планеты обезьян». До сих пор неизвестно, написал ли он свой сценарий или все ограничилось лишь общей идей, но скорее всего верен второй вариант. В противном случае, за прошедшие 15 лет его подробности неизбежно бы где-то всплыли.
Шварценеггер же, после провала в 1997 году «Бэтмена и Робина» и перенесенной в том же году операции на сердце, фактически на два года выбыл из кинематографа. Продюсеры были так обеспокоены раздутыми желтой прессой слухами о состоянием его здоровья, что на некоторое время просто перестали рассматривать кандидатуру Арни на роли в блокбастерах. Из-за этого Шварценеггер потерял главную роль в «
Я - легенде». То же самое случилось и с «Планетой обезьян».
«Планета Обезьян» Тима Бертона
В 1999 году, на волне солидных сборов фильмов вроде «Матрицы» и «Призрачной угрозы», студия решила придать проекту второе (хотя правильнее сказать четвертое) дыхание. Было официально объявлено, что новая «Планета обезьян» выйдет на экраны в мае 2001 года. Для написания очередного сценария был нанят Уильяма Бройлса Мл. Он получил полный творческий карт-бланш и не был обязан использовать какие-то элементы из предыдущих фильмов, книги или сценариев. Единственным поставленным условием было работать максимально быстро, чтобы успеть к дате премьеры. Говорят, что Бройлс на полном серьезе как-то поинтересовался у продюсеров, обязательно ли в сценарии должны фигурировать обезьяны или можно обойтись без них. Режиссером же стал Тим Бертон. Он с большим уважением относился к оригиналу и не хотел снимать его ремейк. Однако продюсеры убедили режиссера, что он получит возможность создать с нуля свой собственный мир во вселенной обезьян. Ну или же Бертон просто прельстил солидный гонорар.
После этого, фильм, наконец, сдвинулся с мертвой точки. Как это часто бывает в Голливуде, основная проблема для создателей фильма заключалась в том, что дату релиза объявили до того, как был написан сценарий - и студия ни за что не собиралась сдвигать ее. Так что съемочная группа работа в авральных условиях. Бертону, который привык тратить год на монтаж своих фильмов, в этот раз пришлось уложиться в трехмесячный срок. Кроме того, возникли проблемы с бюджетом. На фильм выделили 100 миллионов, в то время как сценарий Бройлса явно требовал большей сумму. Потому из него был убран целый ряд подсюжетов, вроде различных мутантов и разделения обезьяньего общества на касты.
Но еще больше споров вызвала присутствовавшая в сценарии любовная линия между астронавтом Лео Дэвидсоном и шимпанзе Ари (в первоначальной версии она была принцессой). Студия наотрез отказалась даже рассматривать такую идею, и в приказном порядке потребовала от Бертона удалить из фильма все намеки на «зоофилию» и вставить в сценарий человеческую подругу для главного героя. Ее в итоге сыграла модель Эстелла Уоррен. Впрочем, это все равно не сработало. Роман между этим наскоро вписанным персонажем и персонажем Марка Уолберга выглядел вымученным и неубедительным.
Бертон уложился в поставленные сроки - фильм вышел в 2001 году. Каким он вышел, это уже другой вопрос. Нельзя сказать что картина провалилась - на сиквел сборов бы хватило. Но фильм оставил после себя очень странные ощущения, вызвав недоумение у большинства зрителей и критиков. Особенно много вопросов вызвала концовка, смысла которой не могли понять даже сами игравшие в фильме актеры. Авторы же не стали ничего объяснять - ответ, мол, увидите в продолжении. 15 лес спустя очевидно, что никакго ответа никогда не было. Студия просто хотела любой ценой оставить лазейку для сиквела, дейстсвуя по принципу «Потом что-нибудь придумаем».
Но сиквела не получилось. Проанализировав реакцию зрителей и столкнувшись с категоричным отказом Бертона, студия свернула работу над продолжением. Все вернулась к тому, с чего начиналось: поиску новых идей для перезагрузки.
Неизвестно, сколько бы еще длилась обезьянья эпопея, но судьба как-будто сжалилась над студией - ответ пришел сам. В 2006 году, продюсер и сценарист Рик Джаффа прочитал статью о семье, которая держала дома детеныша шимпанзе. В ней рассказыалось о приучении дикого животного к городской жизни. Джаффа решил, что эта история могла бы лечь в основу приквела «Планеты обезьян». Вместе со своей супругой Амандой Сильвер, он написал первую версию сценария под рабочим названием «Цезарь», и через своих друзей смог передать ее одному из боссов Fox. Появившийся из ниоткуда сценарий стал настоящей палочкой - выручалочкой для студии. Работа была куплена, и после доработок, проект запустили в производство.
Интересно, что начальная версия значитально отличалась от итогового фильма: она была более мрачной и жесткой, а в финале главный герой Уилл (его в фильме сыграл Джеймс Франко) погибал, заслоняя Цезаря от пули. Эта концовка была отснята, но за месяц до начала фильма ее полностью пересняли, оставив Уилла в живых. Хотя если подумать, в этом было мало смысла, ибо по идее Уилл все равно вскоре бы умер из-за вируса (на что есть жирный намек в сиквеле).
5 августа 2011 года «Восстание планеты обезьян» вышло на экраны, собрав 55 миллионов долларов за первый уик-энд - куда больше, чем предрекали аналитики. Таким образом, студия завершила более чем 20 летняя эпопею: у нее наконец-то был удачный фильм, вдохнувший новую жизнь во франшизу.
Есть шуточная теория о том, что бесконечное количество обезьян, стучащих по клавишам печатных машинок рано или поздно напечатают «Гамлета». Так это или нет, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но зато теперь мы знаем, сколько времени и сценаристов нужно, чтобы напечатать сценарий достойного фильма про обезьян.