Во время работы над фильмом “Авиатор”, Майкл Манн (который был одним из его продюсеров), сценарист Джон Логан и актер Леонардо ДиКаприо задумали большой совместный проект - нуар, действие которого разворачивалось бы в Голливуде в конце тридцатых годов. В 2007 году Джон Логан написал 123 страничный сценарий для будущего фильма. Поскольку его название так и не было утверждено, работа Логана носила безликий заголовок “Mann/Logan project”.
1938 год. Пока весь остальной мир на пороге второй мировой войны, Голливуд переживает свой золотой век. Флагман индустрии, студия MGM, находится на пике своего могущества - ее прибыли превышают доходы всех остальных киностудий вместе взятых в два раза и она фактически представляет собой государство в государстве. Но большие деньги соседствуют с большими рисками. Основной актив студии, это звезды - но с ними всегда так много проблем…
Наш главный герой, это владелец частного сыскного агентства Гарри Слайдел, который работает на главу MGM Луиса Майера. Его основная работа - разрешать все неприятные ситуации, в которые попадают его подопечные, начиная от штрафов за парковку и заканчивая эпизодами рэкета, употребления наркотиков и даже убийств.
В сценарии указано, что одним из прототипов Гарри был известный в определенных кругах
Фред Оташ. В свое время он уже послужил основой для героя Джека Николсона в “Китайском квартале”.
И вот, однажды, один из оскароносных продюсеров MGM найден убитым у себя дома. Гарри сразу прибывает на место преступления и быстро зачищает его, представляя все полиции, как самоубийство. С точки зрения Гаррри, все очевидно - молодая супруга продюсера, актриса Рут Эттис, убила своего мужа, который в последнее время пристрастился к наркотикам и стал ее избивать. Однако Луис Майер искренне не верит в виновность своей любимой звезды и дает поручение Гарри узнать, кто убил ее мужа. Правда, как и подобает большой голливудской шишке, он перестраховывается, и просит Гарри в случае, если его подопечная все же совершила преступлению, уничтожить все следы ее причастности к делу.
Луис Майер и молодые звезды MGM - Джуди Гарленд и Микки Руни
Гарри и его люди (а у него в подчинении целая команда) начинают расследование и вскоре узнают, что у Рут темное прошлое. Раньше она была наркоманкой и некоторое время проработала в борделе. С тех пор осталась компрометирующая пленка, которой неизвестный вымогатель шантажирует звезду. Понятное дело, в процессе расследования Гарри влюбляется в Рут и теперь воспринимает это дело, как свое личное.
Кроме этого, в сценарии есть вспомогательная сюжетная линия, которая на удивление слабо пересекается с основным сюжетом. Она повествует о Багси Сигеле - известном гангстере, который перебравшись в Калифорнию быстро вошел в кинематографическую тусовку и занялся привычным себе делом - рэкетом, вымогательством и шантажом голливудских боссов, что в итоге принесло ему немалые деньги. Конкуренты Сигела по криминальному миру разумеется не рады такому повороту, и устраивают покушения на Сигела - но благодаря случайно оказавшемуся на месте Гарри тот спасается и вскоре разбирается с обидчиками.
Багси Сигел
Что же касается основной линии, то в конечном счете, вымогателем оказывается бывший бойфренд Рут - ныне начинающий актер, пытающий хоть как-то добиться успеха. Гарри дает ему деньги, чтобы тот убрался из города и отбирает пленку, но позже узнает, что Рут нашла и хладнокровно убила неудачливого шантажиста. После этого, до него наконец доходит, что несмотря на все клятвенные заверения его новой возлюбленной, это все же она застрелила своего мужа. Тем не менее, Гарри уничтожает все улики, указывающие на ее виновность, после чего рассказывает Майеру ту версию, которая ему по душе и берется за новое дело. Что же касается Рут, то она пытается убедить Гарри в искренности своих чувств, но тот не верит и бросает ее. Сборы последнего фильма Рут оказываются ниже ожидаемых, и потому Майер, после пространной речи насчет огромной денежной реки, которая течет через Голливуд, решает не продлевать с ней контракт на следующий год.
Должен заметить, что этот сценарий оставил крайне странное впечатление. С одной стороны нуар, разворачивающийся в Голливуде той поры, когда этот жанр собственно и был создан, это как минимум забавно. В сценарии много различных исторических личностей начиная от Кларка Гейбла и Джуди Гарленд (Гарри пару раз даже заходит на съемочную площадку “Волшебника страны Оз”) и заканчивая одним из братьев Уорнер и он достаточно хорошо передает атмосферу эпохи, показывая изнанку жизни кумиров тех лет.
Но с другой стороны, сам сюжет мягко говоря не отличается какой-то изысканностью. Почти весь сценарий я думал, что история не может быть такой простой, что тут обязательно есть какое-то второе дно, что линия с Багси Сигелом присутствует не только для добавления атмосферности и возможности вставить экшн-сцену в фильм (видимо, Логан решил что какой же это фильм Манна, если в нем не будет хотя бы одной перестрелки?) и все эти мафиозные разборки как-то связаны с героиней. Но увы, мои ожидания не оправдались.
Конечно, как и положено профессиональному автору и обладателю трех номинаций на Оскар, Логан пишет весьма добротно. Его текст приятно читать, он нигде не провисает - но ей богу, с точки зрения сюжета куда интереснее следить за постоянными обсуждениями героями слухов о том, кому же все таки достанется роль Скарлет О`Хары в экранизации “Унесенных ветром”, нежели за незатейливой основной сюжетной линией. Определенную роль в этом играет и то, что в скрипте вообще нет никакого фактора опасности для героев и элемента срочности, который бы подгонял действие и нагнетал напряжение. Жизни Гарри за весь сценарий практически ничего не угрожает, как впрочем и Рут - ведь еще в самом начале Гарри уничтожает все следы убийства и ей больше не грозит тюрьма.
Еще одна проблема, это главный герой. Логан хорошо описал Рут. Он удачно вставил образы реальных людей (особенно хороши немногочисленные появления Сигела). Но Гарри… он слишком невзрачный, в нем нет ничего особо запоминающегося, чтобы мы слишком симпатизировали ему, нет внутреннего конфликта, нет ничего, чтобы его можно было воспринимать как живого персонажа, а не просто как сюжетно необходимый элемент. И это странно, с учетом того, что эта роль создавалась под ДиКаприо, который уже буквально сжился с образами персонажей со своими тараканами в голове.
Если честно, то на мой взгляд в таком формате данная история подошла бы для одного из эпизодов какого-то сериала - но когда речь идет о большом совместном проекте Майкла Манна, Джона Логана и Леонардо ДиКаприо, то хочется воскликнуть - и это все?
Конечно, это был лишь первый сценарий, который в процессе производства мог бы измениться до неузнаваемости. Но в конце того же 2007 года началась забастовка сценаристов, которая серьезно затормозила проект. В то же время, глава студии Warner Bros. Алан Хорн оценил начальный бюджет проекта в 120 миллионов долларов, который впоследствии почти наверняка бы разросся - ибо Голливуд 30-х все же не снимешь в какой-нибудь Болгарии. Манн и Логан отказались идти на урезания и проект был закрыт. Позже, New line cinema проявила заинтересованность в сценарии и предлагала Манну запустить фильм в производство с бюджетом в 100 миллионов. Но опять же, тот счел что за такие деньги не сможет снять все, что запланировал и отказался от предложения, занявшись лентой “Public enemies”.
Я видел много достаточно хороших отзывов на этот сценарий. Но тем не менее, лично с моей точки зрения, будь фильм снят по данному скрипту, он бы не был особо запоминающимся и скорее всего не отбил бы бюджет - уж если те же “Public enemies”, обладающий двумя весьма популярными актерами и куда более зрелищным сюжетом еле вышли в ноль, то слабомотивированный нуар вряд ли бы добился лучших результатов. Так что я могу понять, почему студии не горели желанием выделять на этот проект уж слишком большие деньги.
Мне жаль, что “Хребты безумия” так и не состоялись. Мне очень жаль, что “Крестовый поход” так и остался лишь эпичной историей неснятого фильма, а не эпичным фильмом. Что же касается проекта Манна/Логана - будь у меня возможность посмотреть чтобы бы из него итоге получилось, я бы ей конечно воспользовался. Но в целом, это не тот случай, когда прочитав сценарий я остался очень сильно расстроен из-за того, что он так и остался нереализованным.