Новые рубежи ждут

Jan 12, 2016 09:10

Что объединяет миссии «Новые горизонты», «Юнона» и OSIRIS-REx? То, что все они являются частью флагманской программы NASA «Новые рубежи» по изучению наименее исследованных уголков Солнечной системы. Как нетрудно заметить, аппараты в рамках этой программы запускались раз пять лет. В 2006 году «Новые горизонты» отправились к Плутону, пять годами спустя «Юнона» стартовала к Юпитеру и наконец, в сентября этого года OSIRIS-REx стартует на перехват астероида Бенну. Но ждет ли нас продолжение?


Да, ждет, пускай и со смещением пятилетнего графика. Дальнейший план выглядит следующим образом. У NASA есть несколько классов миссии, которые оно может запустить в рамках программы «Новые рубежи». Летом этого года агентство официально начнет принимать предложения по следующему аппарату. После их изучения, в ноябре 2017 NASA отберет несколько самых перспективных вариантов. Их авторы получат время на дополнительную проработку и обоснование миссий. Окончательный выбор будет сделан в мае 2019, а запуск миссии запланирован на 2024 год. Также стоит упомянуть, что всего в рамках «Новых рубежей» агентство может потратить 850 миллионов долларов на создание аппарата. Эта сумма не учитывает затраты на запуск и сопровождение миссии, так что итоговый бюджет гарантированно превысит миллиард.



Итак, о каких же классах миссий, которые могут быть запущены в рамках программы «Новые рубежи», идет речь? До января этого года список состоял из пяти вариантов:

Отправка атмосферного зонда на Сатурн. Концепция схожа с ранними миссиями по изучению Марса и Венеры. Зонд будет состоять из модуля-ретранслятора и спускаемого аппарата. Незадолго до сближения, спускаемый аппарат отделяется от модуля и войдя в атмосферу газового гиганта, начинает спуск на парашюте собирая и передавая данные - и так до тех пор, пока его не раздавит давлением. Модуль-ретранслятор пересылает собранную информацию и далее по пролетной траектории отправляется в бесконечность - миссия не предусматривает его выход на орбиту Сатурна. Путешествие к газовому гиганту займет семь лет.


Доставка образца вещества с поверхности ядра кометы на Землю. В само начале 1990-х у NASA и ESA была совместная программа по изучения комет и астероидов с использованием линейки аппаратом Mariner Mark II. Миссия ESA должна была не просто исследовать комету, но и доставить образец ее вещества на Землю. Как и множество других космических проектов, этот пал жертвой нехватки бюджета. Позже ESA использовало полученные наработки для миссии «Розетта». И вот, спустя четверть века идея доставить на Землю кометное вещество рассматривается вновь.

Доставка на Землю образца лунного грунта из бассейна Южный полюс - Айткен. Эта миссия весьма интересна геологам. Бассейн Южный полюс - Айткен является крупнейшим ударным кратером Луны и ученые надеются найти здесь вещество из ее глубин, которое позволит прояснить механизм формирования спутника и заполнить пробелы в ранней истории Солнечной системы.

Изучение Троянских астероидов Юпитера. Так называют две крупные группы астероидов, движущихся вокруг Солнца  в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5 Юпитера. Считается, что их исследование позволит нам лучше понять, как происходило формирование Солнечной системы. Согласно современным моделям многие астероиды-троянцы могут происходить из пояса Койпера. Соответственно, изучая их можно будет заглянуть на окраину Солнечной системы без необходимости полета туда. В рамках миссии планируется создать аппарат вроде Dawn, которые будет способен выходить на орбиту астероида, исследовать его, а затем совершать перелет к другому телу.

И наконец, венерианская миссия. В ее рамках на планету планируется высадить на планету спускаемый аппарат, который произведет бурение поверхности и проанализирует пробу грунта, а также запустить зонд для исследования атмосферы Венеры - возможно аэростат, или даже какой-то летательный аппарат.

Как можно заметить, два из пяти вариантов (венерианский аппарат и исследования астероидов-троянцев) напрямую пересекаются с нынешними миссиями-кандидатами программы Discovery, о которых я уже писал. Победитель Discovery будет объявлен в сентябре этого года, и можно быть уверенным, что если победит один из этих двух вариантов (а шансы на это три к пяти), то их можно будет исключить из «Новых рубежей».

Но недавно, «Новые рубежи» пополнились шестым вариантом. И все благодаря ритэгам (радиоизотопный термоэлектрический генератор). Дело в том, что не прошло и десяти лет, как NASA смогло, наконец, добиться возобновления ограниченного производства плутония-238. К 2019 году лаборатория в Ок-Ридж сможет создавать по 1.5 килограмма изотопа в год. Конечно, не слишком сногшибательная цифра, но все же лучше, чем ничего. К тому же, из 35 килограммов плутония-238, имеющегося сейчас в распоряжении NASA, половина уже не соответствуют требования агентства. Период полураспада изотопа 87 лет, так что плутоний, созданный еще во времена холодной войны уже не генерирует столько сколько нужно тепла. Новый плутоний можно будет смешивать со старым, доводя его до нужных стандартов.

Итак, вскоре после этой новости агентство объявило о том, что следующая миссия «Новых рубужей» сможет использовать ритэги. Это хорошая новость для концепта сатурнианского зонда, но еще лучшая для «океанических миров». Именно такое название получил шестой вариант. В его рамках предлагается отправить аппарат, для изучения Титана или Энцелада. И речь не о пролетной миссии, а полноценном орбитальном аппарате (и если очень повезет, спускаемом).

Пускай, следующих подробностей придется ждать не раньше лета, когда начнется подача заявок, но включение в программу океанических миров здорово подымает интерес к «Новым рубежам». Так что посему проведу традиционный опрос по поводу того, какую из миссий выбрали бы вы.

Poll

Астрономия, космос

Previous post Next post
Up