Осенью прошлого года сценарий Тодда Уорнера под названием “Sanctuary” усиленно пиарился на рынке как “новая Матрица”. По иронии судьбы, в конечно счете его приобрел Джоэл Силвер - человек, который в свое время дал зеленый свет все той же “Матрице”. Давайте же разберемся, насколько эта работа оправдывает такой громкий рекламный слоган.
Maggie
Автор: Тодд Уорнер
Жанр: экшн, мистика
Логлайн: Одержимая демоном девушка ищет убежище в “Святилище” - секретной организации Ватикана, обучающей одержимых управлять своими внутренними демонами и использовать их способности против зла.
Статус: куплен, больше новостей пока не было
Объем: 120 страница
Евангелине 25 лет. У нее была трудная жизнь - она не знает своих настоящих родителей, а ее приемные родители отказались от нее еще в раннем детстве. Но сейчас все вроде бы пошло на лад - у Евангелины есть любимая работа (она создает маски) и очень скоро она выйдет замуж. Правда с некоторого времени ее беспокоят усиливающиеся кошмары, но она старается не обращать на это внимания, как и на повышенный интерес, который проявляют к ней некоторые странные личности, периодически возникающие возле магазина, где она работает.
И зря, ибо в один прекрасный момент некий Евном вместе с двумя своими подручными вламывается к ней в квартиру, убивает ее жениха, после чего начинает проводить над Евангелиной некий ритуал. К счастью, на помощь приходит (точнее прилетает) Гэбриел (хоть тут и возникают явные ассоциации с архангелом Гавриилом - но этот персонаж не ангел и у него нет крыльев), который отбивает героиню у плохишей и после погони укрывает ее в “Святилище”, расположенном в недрах одного из соборов Нового Орлеана.
Евангелине объясняют, что рай и ад существуют на самом деле, а их обитатели ведут вечную борьбу за контроль над нашим миром. Демоны из преисподней постоянно проникают на Землю, вселяются в людей и, если вовремя не провести ритуал экзорцизма, со временем полностью овладевают телами и душами несчастных. Сообщество обосновавшихся на Земле таким образом демонов называется “Общиной”.
Противостоять экспансии сил Люцифера пытается “Святилище” - созданное Ватиканом секретное подразделение, в которое отбирают тех людей, в чьи тела уже вселились демоны, но души которых еще не поглощены ими. “Рекрутов” учат как подавлять внутреннего демона (полностью изгнать его невозможно), и использовать их силы для борьбы со злом.
До поры до времени между “Святилищем” и “Общиной” существовало негласное перемирие - ибо последний лидер “Общины” был вполне доволен своим положением на Земле и предпочитал сохранять статус-кво. Но амбициозный Евном жаждет действия - он свергает старое руководство, после чего собирается идти ва-банк и провести ритуал, который позволит тысячам демонов ворваться в наш мир.
Понятное дело, что лишь члены “Святилища” (которых намного меньше, нежели демонов) могут его остановить - и потому Евангелина начинает ускоренные тренировки под руководством Гэбриела и сестры Лурдес. Они учат ее использовать силы своего демона, вроде возможностей летать и управлять огнем, чтобы сражаться на равных с воинами “Общины”. Разумеется, со временем мы узнаем что Евангелина одержима далеко не рядовым демоном, и от того, удастся ли ей совладать с ним зависит судьба человечества….
Итак, насколько этот сценарий оправдывает звание новой “Матрицы”? Я буду проводить сравнение по тем кирпичикам, которые на мой взгляд в свое время создали фундамент того, что позже назвали "феноменом первой Матрицы”.
а) Актуальность и новизна. 1999 год (массовое распространение компьютеров по всему миру, истерия по поводу ошибки 2000 и т.п.) был крайне удачной датой для выхода “Матрицы” на экраны. Парой лет раньше или позже - и кто знает, произвела бы она такой же эффект на публику?
Что касается новизны - то да, для своей работы Вачовски позаимствовали очень много фишек из различных источников. Но тут сработал закон диалектики - количество переросло в качество и в итоге зрители получили зрелище, которое раньше они не видели на экранах.
“Sanctuary” же сюжетно скорее похож на микс “Блэйда” и “Особо опасного”. От первого нам досталась линия Евнома, подозрительно напоминающая историю Дикона Фроста. От второго - та же тематика некоего древнего общества, позволяющего немногочисленным избранным тренировать суперспособности. Конечно, сама концепция использования демонов в бою звучит достаточно интересно, но дело в том что ее воплощение состоит из хорошо знакомых элементов. Любопытно? Да. Мы никогда раньше не видели ничего подобного? Увы, но видели.
б) Стиль и персонажи. Речь не только о фирменных плащах и очках, но и обо всем остальном - именах героев, их коронных фразах вроде “ложки нет” или “я знаю кунг-фу”, маленьких деталях вроде “женщины в красном”…. Все они складывались в единую вселенную и делали фильм таким запоминающимся, что после его выхода их до изнеможения цитировали в разговорах, других фильмах, пародировали.
Что касается “Sanctuary” то как я не старался, то практически не нашел таких потенциально культовых моментов: типовые диалоги, типовые герои, типовые злодеи.
Конечно интересно, что протагонистом сделали женщину - но опять таки, раз уж автор эксплуатирует тему потустороннего, почему нельзя было понапридумывать каких-нибудь действительно интересных способностей для героев в зависимости от их демона, помимо левитации, зачаточного телекинеза и управления огнем? С таким же успехом можно пересмотреть “Людей Икс” - там герои выделывают и не такие трюки.
в) Спецэффекты и постановка экшн-сцен. Нет смысла отрицать, что новаторское использование таких эффектов как “bullet-time” и известного прыжка Тринити (пародия на который быстро стала моветоном) во многом “сделали” фильм Вачовски.
В “Sanctuary” же экшн вполне типовой - полеты, драки, драки во время полетов и т.п. Кого из зрителей образца 2013 года можно таким удивить?
г) Ну и наконец, нельзя забывать, что “Матрица” была крайне личным проектом братьев - с самого начала они не просто писали сценарий, но и планировали снять фильм, прикладывая все усилия, чтобы осуществить свою мечту. Тут же имеем просто сценарий, написанный для продажи, который вдобавок зачем-то заканчивается клифхэнгером, словно это пилот какого-то телесериала.
Подводя итоги: если по этому сценарию все же снимут фильм, то из него в общем-то может выйти что-то среднее между “Константином", "Блэйдом" и “Особо опасным”. И это не значит, что я считаю такой исход плохим - у этих лент вполне хватает своих поклонников. И опять же, сама концепция фильма про управление демонами достаточно любопытна - и мне кажется, что имея желание ее можно значительно улучшить.Просто когда начинаешь читать скрипт, держа при этом в уме фразу про “новую Матрицу”, то и оцениваешь ее не так, как если бы это был бы просто сценарий от неизвестного тебе автора. Все таки синдром завышенных ожиданий порой способен сыграть злую шутку даже с возможно вполне неплохой работой.