Про советскую программу “Зонд”

Jul 25, 2013 01:37

Недавний APOD напомнил мне про полузабытые широкой общественностью полеты, осуществлявшиеся в рамках советской программы “Зонд”, достигшей своего пика 45 лет тому назад. Хотя, конечно, сложно назвать единой программой проводившиеся под этим наименованием запуски. Дело в том, что под словом “Зонд” зашифрованы две абсолютно разные серии полетов. Первая состояла из запусков межпланетных станций предназначенных для исследования Венеры, Луны и Марса по пролетным траекториям (по официальной классификации это “Зонды” с первого по третий). А вот вторая ее часть намного интереснее, ибо по сути представляет собой единственный хоть как-то реализованный элемент советской лунной программы.  Как известно, советский конструкторы решили пойти своим путем, и разбили лунную программу СССР на два независимых этапа:а) пилотируемый облет Луны, который должен был осуществляться кораблем Союз 7К-Л1, запускаемым с помощью ракеты носителя Протон.
б) посадка космонавтов на Луну, которая должна была осуществляться кораблем Л3, запускаемым с помощью сверхтяжелого ракеты-носителя Н-1.





Как показала практика, такое разделение оказалось далеко не самым лучшим решением. Ресурсы, отпущенные СССР на лунную программу, не шли ни в какое сравнение с американскими - и в этих условиях делить ее на две несвязанных с собой проекта для каждого из которых строился свой космический корабль и использовалась своя ракета- носитель, было как минимум нерациональным.

Как известно, Н-1 так и не было суждено взлететь. Что касается 7К-Л1, то тут ситуация немного другая. Всего было построено 15 космических кораблей, из которых в итоге стартовало 13. План состоял в следующем: после проведения трех полностью успешных (“зачётных”) беспилотных полётов, должен был состояться пилотируемый облет Луны (предположительно экипажем Валерия Быковского и Николая Рукавишникова в середине 1967 года). Всего в рамках облетной программы планировалось осуществить минимум два пилотируемых полета.


Компьютерная модель корабля 7К-Л1

Однако с самого начала программа облета Луны стала отставать от графика. В итоге, из 14 попыток запуска, в шести случаях корабль не был выведен на орбиту из-за аварии ракеты-носителя. В трех, из-за неправильной работы двигательной установки, корабль не был выведен на нужную траекторию. Один старт вообще не состоялся из-за лопнувшего бака с окислителем, повредившего корабль.

В итоге, Луну облетело четыре Зонда, которые соответственно получили номера “Зонд-5”,  “Зонд 6, “Зонд-7” и “Зонд-8”. На борту запущенного 15 сентября 1968 года “Зонда-5” находились две черепашки, которые стали первыми живыми существами обогнувшими Луну (советские черепахи - самые быстрые черепахи в мире!). Правда из-за ошибки в расчетах, посадка аппарата происходила по баллистической траектории, и в итоге он приводнился в Индийском океана. Но по крайней мере черепахи не пострадали.

Стартовавший 10 ноября 1968 года “Зонд-6” тоже выполнил программу полета, но как и в случае с “Зондом-5” возникли проблемы при возвращении на Землю - вначале разгерметизация, затем преждевременный отстрел парашютов из-за чего корабль разбился. Но как ни странно, находившиеся на его борту черепашки пережили этот удар.

Следующий запуск был намечен на 7 декабря 1968 года и первоначально планировалось что он будет пилотируемым. Но из-за того, что ни один из испытательных полетов не был полностью успешен, советское руководство решило не рисковать и отменило пилотируемый запуск. Известно, что члены трех лунных экипажей (Леонов, Макаров, Быковский, Рукавишников, Попович и Севастьянов) были не согласны с этим решением и написали письмо в Политбюро с просьбой разрешить им лететь невзирая на риск, и в начале декабря прибыли на Байконур, ожидая положительного ответа. Но руководство СССР побоялось отправлять людей в космос на недоработанном корабле и не разрешило старт. А 21 декабря был запущен “Апполон-8”, который успешно облетел Луну. Первый этап лунной гонки был проигран, и после этого было решено отказаться от пилотируемого облета Луны.

Но поскольку техника уже была построена, то было решено продолжить ее беспилотные испытания. Следующие три запуска окончились взрывом ракеты-носителя при старте - так что по всей видимости Политбюро приняло правильное решение, не позволив космонавтом лететь.

Наконец, 8 августа 1969 года был запущен “Зонд-7”, ставший единственным кораблем этой серии, полет которого прошел точно по намеченной программе, без каких-либо осложнений. В октябре 1970 года был запущен "Зонд-8", который тоже успешно выполнил свою программу, хотя при посадке вновь возникли проблемы, и аппарат приводнился в Индийский океан. Оставался еше один корабль7К-Л1, на котором после двух успешных полетов в принципе можно было отправить космонавтов на облет Луны. Но поскольку программа облета Луны потеряла всякую политическую целесообразность, было принято решение закрыть ее и сделать вид, что СССР в общем-то никогда и не планировал отправлять людей к Луне. Хотя конечно с позиции сегодняшнего дня остается жалеть, что так случилось - даже будучи вторыми, облет Луны все равно остался бы в памяти как одно из величайших достижений советской космической программы и воспринимался бы как подвиг.

Так что, нам остается лишь рассматривать переданные “Зондами” фотографии Луны и представлять, какой бы ее увидели советские космонавты.



Луна с фотографии" Зонда-7". В центре снимка т.н. "Восточное море". Не правда ли непривычный ракурс?
В большем разрешении



Восход Земли над Луной, каким его увидели камеры "Зонда-8".
В большем разрешении



А вот этот снимок сделан "Зондом-6"



Фотография "Зонда-6"



Фрагмент Лунной поверхности. Фото сделано "Зондом-8".
В большем разрешении



Фотография "Зонда-8".
В большем разрешении



Еще одна фотография "Зонда-8".
В большем разрешении



Может быть эта фотография и не такая знаменитая как "Blue marble", но на мой взгляд смотрится очень даже хорошо. Фото сделано "Зондом-7".
В большем разрешении

Астрономия, космос, Луна

Previous post Next post
Up