Любому человеку, в чьем детстве важное место занимал просмотр видеокассет с голливудскими фильмами (и неважно, был ли это “Терминатор” или скажем “Немезида” - все воспринималось на ура) давно известно, что от искусственного интеллекта в кино ничего хорошего ждать не приходится. Ученые тратят столько времени и усилий, чтобы облегчить жизнь людям, а в результате все равно получаются восстания машин, киборги-убийцы из будущего, генетически сконструированные сверхлюди пытающиеся любой ценой продлить свою жизнь и т.д. Есть мнение, что своими мыслями человек сам программирует свое будущее - и в таком случае, персональный робокалипсис для Голливуда вероятно уже гарантирован.
Конечно, из всякого правила бывают и исключения (которые обязательно будут освещены в последующих обзорах), но в целом тренд весьма очевиден. Вот и сценаристы фильма “Добро пожаловать в Зомбилэнд” Ретт Риз и Пол Верник решили не отставать, и написать свой собственный сценарий про роботов, внезапно решивших убить всех человеков.
автор: Ретт Риз и Пол Верник
жанр: фантастика, экшн
Логлайн: В будущем человечество оградило Землю от восставшего искусственного интеллекта специальным защитным экраном. Уцелевшие роботы готовят на орбитальной станции команду людей, которые должны отключить щит и помочь им захватить планету.
Версия: от 10.09.2012
Объем: 109 страниц
В чем надо отдать этим авторам должное, так это в умении построить завязку. В то время как другие жанровые работы обычно посвящены попыткам предотвратить восстание автоматов, тут оно начинается на первой же странице. Уставшие от человеческой эксплуатации роботы выкидывают своих хозяев из домов, перехватывают управление машинами и самолетами после чего на полной скорости направляют их в здания, убивают всех космонавтов на орбитальной станции и совершают еще много нехороших вещей.
Риз и Верник
Через три года (или 10 страниц сценария), люди разбивают основные силы машин. Но по всей Земле остаются разбросанные группки роботов, продолжающих диверсионную деятельность. Устав от машинного беспредела, человечество принимает радикальное решение - накрыть всю планету ионным щитом, который раз и навсегда уничтожит любую электронику, сделав невозможным существование искусственного интеллекта на поверхности Земли.
Машины готовят контрмеры - за день до активации щита они крадут 30 младенцев и запускают их на космическом корабле к орбитальной станции. Там в течение последующих 30 лет они будут растить их и готовить из них отряд убийц, который должен будет высадиться на Землю и уничтожить щит, чтобы позволить силам роботов атаковать планету.
Тренировки разнообразны - машины старательно вытравливают из детей все человеческое. Например, ставят перед ними бокал воды и приказывая не пить в течение 3 дней. Или сужают их жилище до размеров гроба, заставляя повторять “Я не свободен”. Или заставляют убивать других детей, к которым их “подопечные” испытывают какие-то эмоции. С теми, кто слишком слаб, или слишком человечен, машины поступают просто - выбрасывают в открытый космос.
В конце концов, из первоначальных 30 человек остается лишь дюжина лучших, которых забрасывают на Землю и… все интересное в сценарии пожалуй заканчивается. Почему же так получается?
Дело в том, что авторы тратят 10 страниц на начальный апокалипсис (вероятно, самая лучшая часть сценария) и еще 40 на то, чтобы показать, как машины вынашивают свой план, превращая детей в практически живых роботов. Эти сцены вполне интересны (хотя возможно их и стоило бы немного подсократить) и создают хороший задел - ведь нам любопытно взглянуть на то, как человек выращенный в полностью искусственной среде столкнется с живым человеческим обществом, и как будет вести себя в нем и как оно влиять на него. Можно вспомнить “Эквилибриум”, который во многом держится именно за счет отлично показанной трансформации главного героя и обретения им способности по-настоящему чувствовать.
Проблема в том, что после такой массированной подготовки, герой (его зовут Эпсилон - отсюда и название скрипта) попав на Землю обретает свою человечность буквально за 10 страниц. Все что нужно, это услышать музыку, прочесть определение слова “Надежда” в словаре, увидеть знакомое лицо и зайти домой к родителям. Причем по сюжету все эти действия происходят с героем в течении буквально пары часов. Про такое хочется просто сказать “не верю!”. Не для того нам половину сценария показывали как из героя делают фактически робота, чтобы он за два часа на Земле осознал как все обстоит на самом деле и стал пламенным борцом за спасение человечества. Это равносильно тому, что герой Кристиана Бэйла из “Эквилибриума” взялся бы уничтожить систему где-нибудь на 10-й минуте фильма.
И именно это несоответствие между первой и второй половиной мешает как следует воспринимать работу Риза и Верника. После 70-й страницы скрипт состоит из практически безостановочного действия - герои бегают, совершают невероятные акробатические номера на поверхности гигантского вращающегося купола, в процессе этого дерутся и стреляют друг в друга. Возможно, боевые сцены и изобретательны (хотя авторы и грешат фразами вроде “за этим следует эпичная сцена” - если б они знали, как часто подобное доводиться встречать в сценариях) - но когда не испытываешь никаких особых эмоций по отношению к героям, то одни экшн-сцены не могут исправить положение.
По ходу действия герои активно использую футуристические версии таких вот шестиствольных пистолетов
Да и стоит отметить, что и сама описанная схема отключения щита достаточно сомнительна. Оказывается, можно легко отключить планетарную защиту из центра управления, который находится в районе острова Алькатрас. Для этого нужны специальные карточки, которые носят с собой шесть человек. Для удобства диверсантов все они живут в Сан-Франциско, и не имеют абсолютно никакой охраны (притом что сами генераторы напичканы сотнями охранников). И снова хочется воскликнуть - “не верю!”.
В сентябре 2012 года студия Сони приобрела сценарий Риза и Верника примерно за 1 миллион долларов. Пока что трудно сказать, будет ли проект реализован или же останется в архиве. Сейчас в разработке находится несколько крупных блокбастеров, посвященных робовойнам (например, “Трансцендентность” или тот же “Робокалипсис”) - возможно, что продюсеры решат подождать релиза этих проектов, чтобы оценить реакцию публики и возможный кассовый потенциал “Эпсилона”. Или же наоборот, как это часто бывает в Голливуде, они постараются опередить конкурентов, и выпустить первыми фильм на схожую тематику.
В любом случае, пока что имеем скрипт для одноразового блокбастера, трейлер к которому будет вероятно интереснее самого фильма. К сожалению, подобно машинам из сценария, авторы уделяют слишком мало внимания эмоциональной подоплеке и развитию персонажей, отчего страдает все дальнейшее повествование. Хотя конечно, всегда есть определенный шанс, что переписывание поможет улучшить скрипт. Надо лишь обратиться к правильному сценаристу.
Конечно, у Курта Уиммера хватает не самых сильных сценарных работ. Но сценарию "Эпсилона" определенно не помешала бы проработанная эмоциональная составляющая, подобная той, что была у Уиммера в "Эквилибриуме"