Период с конца 70-х по начало 80-х годов прошлого века стал переломным моментом для американского кино. По экранам всего мира уже прошли победной поступью “Челюсти” и “Звездные войны” - два фильмы, которые навсегда изменили киноиндустрию, дав старт современной эпохе блокбастеров. Эпоха “Нового Голливуда” постепенно подходила к концу . Но тем не менее, в те годы в производство еще уходили самые необычные проекты, которые сейчас не стал бы рассматривать ни один уважающий себя продюсер.
Одним из таких проектов был фантастический нуар “Турист” (The Tourist). 116 страничный скрипт был написан Клэр Ното зимой 1980-1981 года и практически моментально стал одним из самых горячих сценариев Голливуда. В схватке за него схлестнулось несколько продюсеров, на главную роль рассматривались самые разные кандидатуры начиная от Кэтлин Тернер и заканчивая Мадонной, а дизайном существ для будущего фильма занимался сам Г. Р. Гигер.
Итак, сценарий Ното повествовал о бизнесвумен по имени Грэйс Рипли. Она красива, успешна, но при этом крайне странна (в частности, она не допускает никаких прикосновений). На одном из приемов она встречает некоего бизнесмена Фрогмана, который предлагает ей деловое партнерство. Но во время разговора, Грэйс понимает, что ее собеседник не тот, кем кажется. Поняв, что его “раскрыли”, Фрогман сбегает с приема. Грейс пытается его выследить и через какое-то время след приводит ее здание похоронного агентства, расположенного в китайском квартале. Проникнув внутрь, она обнаруживает, что за фасадом скрыт целый тайный мир. Это место, которое называется “The Сorridor”, напоминает смесь бара, ночного клуба, борделя и гостиницы. Вот только завсегдатаями этого заведения является не обычная земная публика, а пришельцы, которые тайно живут на Манхэттене и в этом месте могут не скрывать свою истинную сущность.
Кто-то из постояльцев предается самым странным видам отдыха, кто-то живет тут, а некоторые просто дожидаются смерти, которая должна положить конец их страданиям. Дело в том, что Земля это своего рода тюрьма, куда навсегда ссылают инопланетян со всей Галактики. Пришельцы не могут вернуться назад (те НЛО, что мы наблюдаем, это не визиты гостей по разуму, а наоборот, отчаянные попытки ссыльных вернуться домой), а земная экология крайне вредно влияет на их организмы, отчего они быстро умирают.
Открытие не только смущает, но и наоборот радует Грейс - ведь она сама инопланетянка, которая ненавидит пребывание на Земле и, как и все, хочет выбраться с нашей планеты.
Поговорив с некоторыми из постояльцев “Corridor”, она узнает про некоего Джона Таигу - пришельца, который по слухам строил корабль для побега с Земли, но потом куда-то исчез. В поисках Таиги также участвуют Фрогман и владелец “Corridor” по имени Слоан, которому чтобы не умереть приходится поедать людей и неосторожных гостей своего заведения (а в конце вообще выясняется что его оболочка состояла из целой расы крошечных существ, соединенных в единое тело).
Интересная концепция, скажете вы, и будете вероятно правы. Но концепция концепцией, а сам сценарий производит крайне странное впечатление. Клэр Ното писала свою работу вдохновляясь стилем “Новой волны” , намеренно пренебрегая общепринятыми cценарными нормами. Тут крайне условная трехактовая структура. Многие сцены ведут в никуда, персонажи возникают, совершают странные поступки, проговаривают свои странные диалоги, затем исчезают. Вторая половина текста воспринимается крайне тяжело, и в сценарии как таковой нет концовки - ведь как говорила сама Ното, путешествие героини для нее было важнее финальной цели.
Но вот чего в сценарии Ното навалом - так это странных эротических сцена. Люди занимаются сексом с пришельцами, и попадают в кокон. Гуманоидный пришелец своего рода насилует червеобразного пришельца. Нечто бесформенное с помощью щупалец облапывает главную героиню, и ей приходится это терпеть. Это очень странные образы, и их наличие делает практически невозможным классифицировать скрипт с жанровой точки зрения. На западных сайтах ее обычно записывают к неонуару, но с таким же успехом ее можно отнести и к ксеноэротике и к фантастическому хоррору.
Сама Ното гордо сравнивала свою работу с банкой червей, и это вероятно лучший эпитет, который можно применить к ее сценарию - это набор каких-то самостоятельных фрагментов, каждый из которых живет своей жизнью, но которые объединены в один сценарий.
Будь этот скрипт написан сейчас, то крайне маловероятно что ему повезло быть хотя бы прочитанным до середины - ибо, повторюсь, автор плевала на все принятые сценарные стандарты. Но 30 лет назад продюсеры немного по другому относились к таким необычным работам. Сценарием крайне заинтересовалась студия Юниверсал, которая купила работу и запустила проект в производство. Рене Миссел занялась переписыванием сценария, а режиссурой планировал заняться Брайан Гибсон. Пока проходил пре-продакшн, студия наняла легендарного Г.Р. Гигера для разработки облика пришельцев и интерьеров инопланетного “клуба”. Часть из его работ дошли до нас.
Но как это часто бывает, переписывания продолжались и продолжались, а проект так и не сдвигался с мертвой точки. Особо усугубляло ситуацию, что Ното и Миссел на дух не переносили друг друга, из-за чего первой пришлось покинуть проект. Не помогло даже привлечение в качестве сценарного доктора Дэна О`Бэннона. В общем, через некоторое время Юниверсал решила прекратить производство и права на сценарий вернулись к Ното.
Но на этом история не заканчивается - после неудачи с Юниверсал, Ното попыталась заинтересовать своей работой компанию United artists, но получила отказ. А вот со стороны Фрэнсиса Форда Копполы пришел положительный ответ. Дело в том, что после успеха “Крестного отца” и “Апокалипсиса сегодня”, Коппола затеял грандиозный эксперимент. Он вложил все свои средства в Zoetrope Studio, которая по планам должна была стать студией, где бы собирались лучшие режиссеры со всего мира, снимающие свое независимое кино без каких-либо ограничений.
Режиссер Фрэнк Роддэм очень полюбил сценарий Ното и собрал небольшую команду энтузиастов, которая начали заниматься разработкой картины. Но вскоре все планы о фильме ушли на дно вместе с мечтами Копполы о независимой студии. Дело в том, что Коппола решил заняться съемками мюзикла “От всего сердца”. Упрямство режиссера, отказывающегося от использования натуры и настаивающего на строительстве новых полноразмерных декораций для каждой сцены привело к тому, что бюджет ленты вырос с 2 до 25 миллионов долларов. Коппола вложил туда все до последнего цента средства - и в результате ни один из других проектов студии, включая “Туриста”, не получил ни доллара финансирования.
Клэр Ното
Когда же уставшая ждать Ното решила поискать другую студию (в частности, она обратилась к Дино Де Лаурентису), остро нуждающийся в деньгах Коппола начал требовать с нее неустойку. Все стало еще хуже, когда представители Юниверсал внезапно объявили о том, что снова испытывают интерес к проекту, а благодаря прописанному в контракте пункту, в таком случае права на сценарий должны были вернуться к ним.
Фрэнк Роддэм категорически не хотел отдавать фильм в чужие руки, и делал все, чтобы этого не допустить. По известной легенде, случайно летевшие одним рейсом Роддэм и Брайан Гибсон так сильно поспорили насчет того, кому должен достаться фильм, что устроили драку прямо во время полета.
В 1982 году “От всего сердца” вышел в прокат, и собрал умопомрачительные 636 тысяч долларов. Коппола объявил себя банкротом, и следующие 15 лет снимал фильмы в основном для того, чтобы вернуть долги . Этот чудовищный провал традиционно считается концом Нового Голливуда - практика студийного финансирования авторского кино сошла на нет, а продюсеры ограничили контроль режиссеров над снимаемыми фильмами и сделали своей приоритетной целью производство массовых развлекательных лент, по образцу блокбастеров Лукаса и Спилберга.
Что же касается “Туриста”, то после всех перипетий сценарий все же вернулся на Юниверсал , и после очередной безрезультатной попытки запустить его в производство, был положен на полку. Через пару лет им заинтересовался Джоэл Сильвер, но и ему не удалось сдвинуть эту махину с места.
В общем-то, такой исход был закономерен - за время пре-продакшна, обстановка в киноиндустрии радикально изменилась. От фильмов теперь требовалась быть как можно более зрелищными и как можно более массовыми, а сценарий Ното, при всей интересности общей концепции, был антикинематографичным и слишком арт-хаусным. Немалую роль в крахе проекта сыграл и конфликт между сценаристами.
На мой взгляд, если бы фильм вышел в задуманном виде, то он бы не был популярен, и не собрал бы каких-то денег - но вероятно, оставил бы свой след в истории кино и имел бы определенную фан-базу, считающую его культовым. А так, история этого проекта, появившегося на стыке двух кинематографических эпох, может служить неплохим примером того, как изменился Голливуд и правила игры в нем за последние 30 лет.