Почему "Превосходство" получилось совсем не превосходным

Jul 11, 2014 23:41

В этом году студия Warner Bros. решила порадовать нас, если я правильно сосчитал, тремя большими научно-фантастическими фильмами по оригинальным сценариям. Два из них уже вышли в прокат - и оба провалились. Но это единственное обстоятельство, которое их объединяет. “Грани будущего” получили весьма хорошие отзывы как зрителей так и критиков, и общий тон комментариев по поводу их сборов как правило носит весьма сочувственный характер (ну что поделать, если сейчас стабильную кассу собирают только фильмы про бесконечных супергеров?).  А вот “Превосходство” наоборот, не пнул кажется только ленивый.



Я как-то обозревал начальный сценарий данного фильма. На мой взгляд, в нем были свои подводные камни и слабые места, вроде недостаточной проработки персонажей и отсутствия героев, которым можно было бы сопереживать. Но все же, сама история мне скорее понравилась:  сценарий читался достаточно интересно, а еще мне пришелся по душе его общий посыл. После бесконечного количества фильмов про злых роботов, которые хотят захватить весь мир, концовка “Превосходства” выглядела  достаточно свежо. По крайней мере, в каком еще последнем блокбастере из-за действий кучки боящихся технологий идиотов, добро оказывалось побеждено и в конце случался коллапс цивилизации, который вероятно привел к гибели миллионов людей?

Потому, я честно говоря не ожидал что картину постигнет такая печальная судьба. Тем более что у нее был такой неплохой актерский состав, да и итоговый бюджет в 100 миллионов долларов, это по меркам нынешних блокбастеростроения не настолько большая сумма, чтобы ее было сложно отбить. Впрочем, на днях наконец посмотрев фильм, я вынужден согласиться с тем, что его провал вполне закономерен.

Итак, начнем со сценария, из которого пропал ряд на мой взгляд важных элементов. Во-первых, в скрипте Джека Пэглена, Макс (персонаж Пола Беттани) был безответно влюблен в Эвелин (Ребекка Холл). Это создавало нужную для героя мотивацию: с одной стороны, Макс не мог отказать Эвелин в ее просьбе спасти мужа из-за  любви к ней, а с другой он возможно подсознательно хотел занять его место, что помогало развивать определенный конфликт. В фильме ничего от этого не осталось.

Во-вторых, из картины пропало почти все действие. В первой половине скрипта катализатором почти всех экшн-сцен был Макс. Террористы из организации “R.I.F.T.” пытались заставить его сотрудничать, подставив героя под убийство агента ФБР. Но ему удавалось сбежать, после чего он спасал Эвелин, которая однако решала, что он причастен к нападению на лабораторию, так как хотел избавиться от Уилла (опять же, возвращаемся к выкинутому любовному треугольнику). После этого, ушедший в интернет Уилл начинал охоту за Максом, так как считал, что он встал на сторону “R.I.F.T.”  В итоге у героя просто не оставалось другого выбора, как в самом деле искать убежище в лагере экстремистов.

В финале скрипта была битва - не эта ерунда с  музейной пушкой,  минометом, парой автоматчиков и толпой гибридов (в сценарии у них кстати были экзоскелеты) которые просто стоят и ничего не делают - а действительно большая экшн-сцена. Переворачивались орудия и машины, разрушались дома, солдаты использовали электромагнитное оружие против нанороботов, а отряд Макса прорывался к комплексу, пытаясь к его взорвать. Экшн создавал нужное напряжение, так как подымал ставки - герои действовали на пределе возможностей, а когда у них каким-то чудом все получалось, следовал финальный твист.

Но дело не только в сценарии, но и конечно же в режиссуре. Уолли Пфистер, постоянный оператор Кристофера Нолана решил попробовать себя в качестве создателя фильма и выбрал для этого именно “Превосходство”. Как оказалось, это была плохая идея.  Конечно, его нельзя назвать человеком со стороны - но у него вообще не было никакого предыдущего режиссерского опыта, даже каких-то мелких видео.  Да, Дэвид Финчер и Зак Снайдер тоже получали дле дебюта большие проекты - но у них хотя бы был опыт по съемке клипов и короткометражных роликов. У Пфистера не имелось и этого, и тем не менее ему доверили такой достаточно амбициозный проект.

В результате, фильм получился как неудачный тест Тюринга - собеседник на той стороне вроде и пытается всеми силами выдавать себя за человека, но ты сразу понимаешь, что ничего живого в нем нет. Все актеры кажутся откровенно мертвыми, как будто им не сказали что именно нужно играть, диалоги монотонными, а сцены безбожно затянутыми. По сути, создается ощущение что лента состоит из одной экспозиции и разговоров. В итоге, задолго до финала становится откровенно плевать на то, что с кем случится.

Так что, такой итог был  закономерен. Никакие звезды не спасут кино, если режиссер не знает, как их использовать. Хотя мне конечно очень жаль, что все так получилось -  если бы “Превосходство” попало в руки другого человека, судьба проекта могла сложиться совсем иначе. Но этого уже не изменить. Жаль лишь, что такие провалы не слишком способствуют развитию жанра:  крупнобюджетная фантастика по оригинальным сценариям и так считается рискованным вложением средств, а такие фильмы уж определенно не улучшают положение дел.

Кино, фантастика

Previous post Next post
Up