Несостоявшийся приквел (и ребут) “Запретной планеты”

Jun 24, 2014 10:24

В пятидесятые на экраны вышел целый ряд фантастических фильмов, чьи сюжеты стали действительно классическими и с тех пор неоднократно обыгрывались во всех возможных вариациях и переснимались.  В качестве примеров можно привести такие ленты как “День когда остановилась Земля”,  “Нечто из другого мира”, “Вторжение похитителей тел”, “Муха”…

Вышедшая в 1956 году “Запретная планета” сейчас считается такой же классикой пятидесятых, как и все вышеперечисленные картины. Да и как можно не любить этот фильм? Тут есть  бластеры, дезинтеграторы, летающие тарелки и куча других ретрогаджетов. Героический Лесли Нильсен, которому оставалось всего 24 года до того, чтобы связать остаток своей карьеры с комедийным амплуа. Инновационный электронный саундтрек и лучший в мире робот Робби.

Ну и моя персональная любовь - фраза из опенинга про то, что “в последнем десятилетии 21 века люди на ракетных кораблях достигли Луны”. Она до сих  смягчает горечь от мысли, что до начала 2015 года осталось шесть месяцев, а в продажу все еще не поступили летающие машины, летающие доски и самозашнуровывающиеся кроссовки.


Тем не менее, в отличие от перечисленных в начале текста лент, “Запретная планета” после своего выхода так и не обзавелась продолжением или ремейком. Хотя это вовсе не значит, что таких планов никогда существовало - просто они не были успешными.

Долгое время права на картину принадлежали “New line cinema”. В начале 90-х, студия  приняла решение снять ремейк, который должен был выйти на экраны аккурат к 40-летию оригинальной картины. Сценарием ремейка занимались Нельсон Гиддинг и Рэндолл Фрайкс, режиссировать же 40-миллионную ленту должен был Ирвин Кершнер.


Дизайнами ремейка занимались такие интересные люди как Стэн Уинстон и Сид Мид.
Этот случай отличается от привычного “сценарий был готов, декорации были готовы, но в последнюю минуту съемки были отменены”, тем что в этот раз съемки на самом деле начались. Была отснята значительная часть ленты,  но затем из-за возникших финансовых проблем у “CorLind Production” (это компания была специально создана “New line” для данного проекта) в 1994 году их пришлось в экстренном порядке прервать, а затем и вовсе все отменить.

От этого недоснятого фильма осталось достаточно много материала. Правда судя по фотографиям со съемок, у меня складывается упорное ощущение, что даже если бы данный опус каким-то образом довели до конца, из этого все равно не вышло бы ничего хорошего.


Сколько я не искал, но так и не смог найти информации о том, кто именно должен был сниматься в этом неудавшемся ремейке.



И вообще, был ли в нем задействован хоть один известный актер.



После такого фиаско, Ирвин Кершнер ушел на пенсию, а студия еще несколько раз безуспешно пыталась запустить ни в какую не желавший сниматься ремейк. Был написан ряд сценариев -  но каких-то результатов это не принесло. В 2006 году “Dreamworks” объявляла о своих планах по перезапуску "Запретной планеты", заниматься которым должен был Дэвид Туи.


Один из концепт-артов созданных самим Ральфом Маккуори

Однако вскоре права на “Запретную планету” выкупила Warner Bros. Проектом занялся вездесущий продюсер Джоэл Силвер, а для написания сценария был нанят Дж. Майкл Стражинский. При этом, Стражинский, который  считает себя большим фанатом оригинала, всячески уверял что его “Запретная планета”  будет “не ремейком, не совсем ребутом и не вполне приквелом”. Так как судя по всему все эти планы благополучно вылетели в трубу, я думаю можно рассказать чуть подробнее, что мог представлять из себя этот “не вполне приквел” “Запретной планеты”.

Стражинский решил рассказать нам историю корабля “Белерофон”, который как мы могли узнать из оригинала, вместе со всем своим экипажем погиб за 20 лет до показанных в фильме событий.


Один из дизайнов Сида Мида

Итак, согласно сюжету,  в один прекрасный день человечество получает сигнал из звездной системы Альтаир. Послание содержит в себе массу технической информации,  позволяющей совершить на Земле настоящую технологическую революцию. И самое главное - в нем описывается технология строительства гиперпривода, позволяющего совершать межзвездные путешествия.



Через 5 лет после получения послания, в путешествие к Альтаиру отправляется корабль "Белерофон" под управление капитана Стерна. На его борту находится большая группа ученых, в том числе и самовлюбленный профессор Морбиус и его жена Диана, которые расшифровали язык пришельцев. Правда Диана уже давно поняла что их союз с Морбиусом обречен, но ради науки она согласилась подождать с формальным разводом до возвращения на Землю.



Корабль прибывает к четвертой планете системы Альтаир и обнаруживает на ее орбите огромные боевые станции, которые уничтожают все неопознанные объекты. Благодаря содержавшемуся в послании коду, "Белерофону" удается невредимым пройти через систему обороны и сесть на поверхность планеты,  которая представляет собой сплошной мегаполис: нагромождение странных сооружений всех возможных форм, некоторые из которых парят в воздухе, некоторые не имеют дверей, а некоторые как выясняется представляют собой систему телепортов.


Исследователи находят массу необычных артефактов. Например “зеркало”, которое может менять внешность смотрящего в него человека в соответствии с его мыслями. Или устройство, позволяющее пользователю “выходить из тела”. Нет лишь никаких следов обитателей планеты.

В одном из музеев Морбиус находит робота Робби - тот настраивается на мозговые волны людей, выучивает их язык и рассказывает про инопланетную цивилизацию креллов, которая создала технологию, позволяющей делать любые мысли реальными. С ее помощью, они и создали покрывающий всю планету город. Креллы достигли такого искусства в технологиях, что смогли добиться бессмертия. Но чтобы избежать застоя и перенаселения, они придумали “случайные смертоносные события”, которые время от времени происходили на планете и убивали строго определенное число креллов. Команда попадает под несколько из таких событий (они представляют собой нечто вроде гигантской грозы) и в результате гибнет несколько человек.

Это подталкивает капитана Стерна к решению покинуть планету. Но Морбиус, который категорически не собирается улетать, тайком  пользуется машиной креллов, которая способна повысить его интеллект и научить пользоваться их технологией. Узнав об этом, капитан приказывает изолировать Морбиуса, но уже слишком поздно. Вначале Морбиус силой мысли повреждает пытающийся взлететь "Белерофона". Затем создает невидимого монстра из подсознания (Ида), который убивает одного из охранников и помогает Морбиусу бежать.

Капитан Стерн вместе с Дианой и отрядом солдат отправляются за ним. Тот насылает на них невидимого монстра - пока солдаты безуспешно пытаются его расстрелять, Диана тоже пользуется машиной креллов и получает такие же способности, как и ее супруг.



Благодаря этому, она узнает что креллы воевали с другой, весьма агрессивной инопланетной расой. Поняв, что победа потребует от них слишком больших жертв,  креллы решили, что им будет проще вернуться на свой родной мир. Потому они все телепортировались с Альтаира-4, напоследок отправив послание на Землю  в надежде что люди прочитают их сообщение и запустят механизм самоуничтожения планеты.

Флот плохих пришельцев уже на подходе и капитан Стерн вместе с выжившими солдатами и Дианой отправляются в недра планеты, где креллы создали искусственное солнце, питающее все их машины и где находится система планетарного искусственного интеллекта (ИИ), который начинает обретать самосознание и сделает все возможное, лишь бы  избежать гибели.

Пока Диана создает своих монстров из подсознания которые сражаются с монстрами Морбиуса, Стерну удается запустить систему самоуничтожения планеты. Не желающий смириться с проигрышем Морбиус остается на Альтаире-4, в то время как “Белерофон” взлетает аккурат перед взрывом. Его экипаж решает вместо возвращения на Землю отправиться на поиски родной планеты креллов.

Что касается Морбиуса, то в последнюю секунду ему удалось создать поле, которое сохраняет его и планетарный ИИ. Затем, он преобразует энергию взрыва в материю и воссоздает планету, которая теперь выглядит точно так, как в оригинальном фильме. Планетарный ИИ воплощает себя в образе маленькой девочки Альтаиры и внедряет в  разум Морбиуса фальшивые воспоминания о том, как погиб "Белерофон" и  о том, что Альтаира это его дочь. Заканчивался сценарий планом Стражинского по поводу двух сиквелов - в первом бы рассказывалось о дальнейшей судьбе “Белерофона”, второй бы представлял собой полный ремейк самой “Запретной планеты”.

Знаете, при чтении этого сценария у меня не раз возникали ассоциации со злополучным “Прометеем”. При том, что по идее Стражинский писал свою работу чуть раньше чем к этому приступил Джон Спэйтс, а затем и Дэймон Линделоф, но я не могу не отметить ряд сходных элементов.

Итак,  и там и там  мы имеем историю, которая позиционировалась как и не ребут, и не совсем приквел. И там и там имеем ученых, которые не слишком похожи на ученых. Тут тоже есть сцена, где герои выходят на поверхность планеты, при этом не одевая скафандры и не проводя никаких анализов, а затем очень удивляются, когда узнают что вдохнули наночастицы технологии креллов.

Дальше: и там и там имеем персонажа, который совершает странные поступки, не хочет улетать и саботирует миссию (эта схожесть больше касается первого сценария “Прометея”). И  тот и другой заканчиваются тем, что герои улетают в сиквел, в котором будут искать родную планету пришельцев. И наконец, и тот и другой с ног на голову ставит некоторые вещи оригиналов. Вот такая вот забавная схожесть мышления сценаристов.

В принципе, до третьего акта “Запретная планета” Стражинского еще более менее воспринималась. Да, как это всегда бывает с ненужными приквелами классики, она не очень стыковалась с оригиналом как сюжетно, так и с точки зрения описанных в ней технологий, которые с 1956 года заметно продвинулись вперед - но она по крайней мере не раздражала, и все же в ней было несколько достаточно интересных моментов.

Но третий акт, где нам рассказывают про злых пришельцев, которых надо остановить пока они не уничтожили Землю, это то месте, где логика происходящего окончательно отключается. Какая вообще может быть война против расы, которая создает вещи силой мысли? И даже если так, почему креллы сами не взорвали планету? И как Морбиус мог создать силой мысли планету, если машины креллов которые позволяли это сделать, были уничтожены? И это самые очевидные вопросы.

Но самое плохое, это последние 5 страниц, где выясняется что Альтаира из оригинала оказывается была злым воплощением ИИ, а вся история и показанные в ней вещи не имели ничего общего с действительностью. В конце своего сценария Стражинский даже сделал пометку для Джоэла Силвера о том, что  самое крутое в его сюжете это то, что он полностью меняет смысл оригинальной картины не меняя ни кадра из нее. И сделал он это не из финансвовых соображений, а так как на его взгляд это представляет собой ценность для настоящих фанатов "Запретной планеты".

Не знаю, может в своем мнении я одинок, но по мне это откровенный плевок в сторону оригиналу. Когда спустя много лет совершенно другие люди решают продолжить хорошую киноисторию и начинают придумывать вещи, которые очевидно не имеют никакого отношения к изначальному авторскому замыслу - это мягко говоря не слишком уважительно. А в итоге это заканчивается тем, что получаются вот такие чудо-сценарии, ставящие все с ног на голову - как тот же начальный сценарий “Терминатора 4”, где создатели додумались до того, что Скайнет оказывается устроил ядерную войну просто чтобы спасти человечество от вымирания.

Сходство с “Терминатором 4” этой истории добавляет и то, что после того как подробности сценария Стражинского всплыли на паре киносайтов, создатели выступили с заявлением, в котором посетовали на то,  что из-за того, что основной твист тстал известен, то теперь им дескать  придется писать “совершенно новый сценарий”. Я не знаю, написал ли Стражинский или кто-то другой тот самый новый сценарий или нет, но судя по отсутствию за последние несколько лет свежих новостей, пока что кина похоже что не будет.  Вероятно, стоит ждать 2026 года - не удивлюсь, если к 70-летию оригинала последует очередная попытка снять ремейк.

А пока этого не случилось, я рад, что этот “не совсем приквел” так и не был реализован. Должен же остаться на свете хоть один классический фильм, избежавший ремейков, ребутов, приквелов, сиквелов, спин-оффов и т.п...

ребут, Обзоры сценариев, фантастика, приквел, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up