про дурку - 1

Jun 19, 2013 22:02

Очень хочется мне про дурку написать.
Сразу скажу, что тем, кто плохо представляет, что такое жить с душевнобольным, обладающим альтернативным характером - я могу показаться жуткой сучкой и неблагодарной тварью.Да, я такая, класть свою жизнь на мытье обосранных полов человеком, которому в радость сделать тебе подлянку - я не хочу. Те, кто жил с таким - наверное поймут.
Пост не под замком из-за одного маленького соображения. Мало кто рассказывает друзьям-знакомым, что имеет в родственниках деменциальных бабушек. Я пережила этап стеснения за эту ситуацию, и "что подумают люди, когда узнают, что я сдала бабушку в дурдом" очень быстро. Во-первых, наверное потому, что я врач. Во-вторых, когда я озвучила эту ситуацию на работе, оказалось, что у многих есть похожие проблемы. До этого, за год работы я слышала об такой ситуации только раз. Коллеги меня сильно поддержали морально и принесли мне спокойствие, что люди от меня не отвернутся, если узнают, что у меня родственник в дурдоме. Да-да, хоть я и врач, но предрассудки в голове такие предрассудки. Если кому-то с этого поста просто станет легче на душе, и придет осознание, что таки надо лечить свою бабулю и в этом нет ничего стыдного - я буду рада.

Да, и для сравнения - у дедушки, последние года полтора его жизни, тоже была васкулярная энцефалопатия. Он забывал многое, мы регулярно брали его бритву и ботинки, ему нужна была помощь в повседневных делах куда сильнее, чем бабушке... но он не был злобный, с ним всегда можно было договориться и найти какой-то компромисс, просто потрепаться "за жизнь" и получить позитивный эмоциональный отклик.

Начало.Началось всё давным-давно. Возможно, еще до моего рождения. А может и нет. Ибо диагноз "васкулярная деменция" обычно ставится в возрасте, а "тяжелый и альтернативный характер" (цитата от психиатра, который навещал нас на дому) - судя по всему был всегда.
Лет этак 8 назад бабушка с дедом переехали в наш дом.
Сначала бабушка "уходила из дома". Это начиналось так. За недельку до "исхода" она начинала возмущаться нашим приходом в любое время, ей мешало даже если мы разговаривали с дедом за закрытой дверью. Возмущение нарастало-нарастало, пока в один прекрасный момент не достигало пика. Раздавался звонок в нашу дверь, бабуля-с-чемоданом сообщала, что уходит от нас, "ее знает весь город и она найдет, кто ее приютит". Ни разу она не ушла, когда нас не было дома, никогда исход не был "в тихую". Хотя возможность-то была - бабуля целый день тусила по соседям, и реши уйти она по настоящему - мы бы до ночи не спохватились. Если я валялась с мигренью, она могла отложить свой уход от нас.
Короче, гуляла она в моей сопровождении метров за двадцать сзади часа два-три (бабушка - слабовидящая), просила людей показать ей дорогу на старую квартиру. Нагулямшись, она садилась на чемодан и начинала в голос жаловаться, что вот так всю ночь и просидит на чемодане-е-е-е, у-у-у-у. В этот момент я ее уже могла "найти" и она милостиво соглашалась вернуться домой. Потом она функционировала в своем обычном режиме, после наростала раздражительность и великий исход опять обставлялся по всем правилам жанра. Наверное, в этот момент уже следовало обратится к психиатру, но как-то... прийти и сказать: "знаете, от нас бабушка уходит"?! Частота уходов возрастала.

Однажды мы крупно поругались, и на очередной звонок я заявила, что она может валить на мужской половой хуй и никуда я за ней не пойду. И искать тоже не буду - легче один раз отплакать пропавшую бабушку, чем с ребенком на руках за ней бегать. И, чудо - бабка никуда не ушла, а стала "митинговать" на лестнице.
С тех пор (подозреваю, все таки дело в возрасте - не легко километраж таки наматывать!) бабушка стала выплескивать раздражение на лестничной клетке. Все желающие могли послушать ее уникальные лекции. Митинги в одном лице становились всё чаще, бабушка вдобавок старательно проветривала коридоры. Особенно хорошо проветривалось в морозы, весь день... Пару раз примерзнув к дверной ручке соседи аккуратно заблокировали окно. До весны.
Симптоматика нарастала. Это я понимаю сейчас, ретроспективно.На каждое радостное событие, про которое узнавала бабушка следовал новый виток ее психозов. Вопли в коридоре звучали все чаще и громче.
Время шло, дед потихоньку сдавал. Ежевечерний приход к деду все чаще заканчивался нервной трясучкой от бабушки. Она обладает поистине дьявольским умением зацепить самое болезненное и давить на эту точку.
За болезнью деда бабушкина симптоматика как-то скрывалась. Она цвела всеми цветами, мы говорили между собой, что у нее явные расстройства психики... Соседи просили приструнить старушку, что субботним утром колотила в дверь, чтоб выяснить, что за ребенок читает стишки в слух у соседки. Но все эти "соседи говорят \ под окном сказали" как-то проходили мимо наших ушей. Как и "охранник в подъезде" , и "вас в секту заманили"...
Спокойные периоды, когда нас просто игнорируют уменьшались.
Дед умер. Бабушка получила тему, с которой соседям было не просто выставить ее за дверь.
Рассказы соседям впечатляли. Особенно меня, когда я под дверью обнаружила соседку с батончиком. Мы же не кормим бедную старушку! А еще, оказывается, я ей приношу целый бачок своих грязный трусов и заставляю ее стирать!!! Да, все про нас рассказанное для меня померкло перед этим!!! К этому моменту бабушка уже стала куда реже мыться и забивать на гигиену. И представить ее с моими трусами!!! Вэх! Но, как понимаете, соседка пришла читать мне мораль... Я даже не помню, послала я ее вежливо или матом. Но вот то глобальное чувство стыда и нелепицы я помню.
Родители вроде соглашались о необходимости психиатра, но... Одно дело сказать, что он нужен. Другое - решиться позвонить о консультации.

Развитие событийГалоперидол от семейного доктора приглушал бегательную активность, но галлюцинации активно проникали в ее жизнь. При этом все наслаивалось на характер. Человек реально получал удовольствие, глядя на наши эмоции по поводу обнаруженных какашек в пододеяльнике. Не всегда было понятно, где глюки, а где характер, но нормальное общение практически исчезло.
Потом бабушка перестала ходить в туалет. Ибо его перестроил сосед. Туалетный стул ей тоже не угодил. Тазики, углы, подушки...
Человек - существо приспособляемое. Мы ходили к ней трижды в день, но вот желание появляться в доме у меня резко пропало. На работу, на работу, на работу!!!! Но тогда ходить придется маме, а маму мне жалко.
Мой уютный дом, который я нежно любила стал превращаться в ад. Вечера отличались только тем, кто кому плакался на бабушку - в зависимости, кто в этот день лег на амбразуру. (по ссылке открыла одну старую запись).
Бабушка полюбили притворяться мертвой. Приходишь - а на полу дохлая бабушка. Потом присматриваешься - а подл головой аккуратно сложен свитерок, что бы удобней было. И, не обнаружив положенный ахов и охов, бабуля оживала. И жаловалась, что ей очень плохо и она не может встать. Получив ответ, что  мне доктор строго настрого запретил поднимать тяжести, бабушка оказывалась вполне способной самостоятельно встать. Мама на эту удочку ловилась чаще и чувствительней...
Однажды я была на работе и мне позвонила рыдающая мама. Что случилось между ней и бабушкой осталось для меня загадкой, но мама таки решилась и позвонила психиатру. Рубеж был пройден. Бабушка была официально признана душевнобольной. Ура! ("ура!" ретроспективное - потому что это постепенно изменило сознание родственников. Признание, что ей НУЖНО лечение. Что дело не в нас, неблагодарных, как утверждала бабушка, а в ее неправильных реакциях на окружающие сигналы).
Визит психиатра бабушку напугал на целую неделю. Она самостоятельно ходила в туалет, мыла руки и даже меняла белье по первой просьбе. И два дня спала на кровати!
А в какой-то момент мама ей сообщила о приближающимся пополнении семейства. Бабушка разбушевалась ни на шутку.
Витки психоза нарастали и нарастали. Вроде по мелочи перечислять - смешно. Ну, написала на плед. Ну подтерлась полотенцем. Ну вывалила фантики в тазик с мочой. Ну передвинула мебель и сломала стол. Вроде мелочи. Ну наговорила мне гадостей. Но это каждый день, каждый визит. Горы белья. Вечное мытье полов. Жуткая вонь. И вербальные гадости-гадости-гадости.
И в один прекрасный момент мама сломалась и разрешила вызвать коллег.
Приехала скорая.
Бабушка моментально сложила лапки и стала Очень Хорошей Бабушкой на которую наговаривают внучка.
Спасибо, что мой район обслуживает моя же подстанция. Моих слов оказалось достаточно.
Надо сказать, что бабуся выглядит этаким божьим одуванчиком - росточком с тумбочку, худенькая, с "дулей" на голове... Но пинается и табуретки она швыряет мастерски.
Вызвали коллеги бригаду ментов на помощь.
Я вежливо ушла в свою квартиру. Мол, спущусь в машину, когда там уже будет бабуля.
Полицейские навыки имеют. Бабушка была обезврежена и зафиксирована на скоропомощном стуле-каталке быстро.
Когда ее проносила к лифту она душераздирающе завопила: "доченька, не отдавай меня!!!".
Думала, мама не переживет. Как два года превращать нашу жизнь в ад - так "нет у меня дочери", а как жаренным запахло - так вот вам, нате!
Итак - дурка.
В приемке меня встретили и опознали фельдшера. Посочувствовали, налили по знакомству валерьяночки.
Пришел дежурный психиатр, пообщался чуток с бабушкой, побеседовал долго со мной. Как давно, что видит, что делает, чем болела, какие лекарства и какую дозировку пила.
Проводили до отделения, показали где будет бабушка, выдали список что надо принести - памперсы, туалетная бумага, мыло, бумажные полотенца. Рассказали, когда можно навещать, приносить еду можно любую, им тогда на полдник ее выдают. Дали номер доктора, велели позвонить ему в будний день, что бы пообщаться. Еще велели не волноваться, съездить за памперсами и валить домой спать. И пару дней не появляться, что бы и она успокоилась и мы свои нервы в порядок привели.
Дважды звонил дежурный доктор в тот день - уточнял состояние здоровья бабушки.
На момент завоза памперсов столкнулась с коллегой из больницы - он сдавал тетушку. Мир тесен, однако.
И что бы избежать каких-то неловких ситуаций на скорой и в больнице, когда кто-то обмолвится про дурку, я решила поплакаться коллегам сама. И не разу не пожалела! На скорой меня закормили вареньем, когда я заикалась в больнице "а может все-таки забрать" мне приводили примеры из жизни, что лечение надо и мне будет легче. И что вот так как было - жить вредно для меня и семейства.
Через неделю я уже сжилась с мыслью, что бабушка находится на лечении.

Продолжение следует...

Previous post Next post
Up