Я вижу богохульство по-другому. Одни люди просто живут по рефлексу - есть рядом кто-то слабее, его надо ударить. В самую больную точку. Потому что ему самому больно, он в этой боли живёт и уже забыл, как бывает иначе. Другой случай богохульства, когда у человека действительно рухнуло всё, во что он верил. Вдруг выяснилось, что пути господни неисповедимы и для него тоже, что с хорошими парнями случаются плохие вещи, даже если хороший парень - он сам, что испытание ему дали не по силам. Тогда богохульство - это крик о помощи. Бог предал его (человек так думает) и богохульник спрашивает: а как ты поступишь в этом случае? Со стороны разницу понять сложно. И за то, и за другое наказывать бессмысленно.
Второй вариант мне понятен, а про первый я не совсем поняла, чем он отличается от простого свинства и выделяется в богохульство. Автор процитированной мысли - верующий человек, очевидно, в отличие от меня. А человеку не верующему, точнее - не принадлежащему к религии, о понимании вещей вроде богохульства или греха говорить странно - это всегда будет описательная, внешняя точка зрения. Умозрительная. Но в приведенном тексте мне нравится психологический портрет богохульника, он, по крайней мере, очень узнаваем и действительно интуитивно ощущается как портрет человека, попирающего святое.
Не думаю, чтобы верующие так сильно отличались от атеистов, чтобы мы не могли говорить о богохульстве. Нет особой разницы между верой в бога или верой, например, в то, что мир справедлив и никого не наказывают незаслуженно.
Ну, все-таки отношение к "святому", даже если оно не имя и не реликвия, а идея - это особое отношение, и поругание чего-то, что для человека свято, это не то же самое, что личная обида. Богохульником человек может быть только в рамках общего для него и для того, кто его так назвал, представления о святом. Мне так кажется. С точки зрения бытовой этики он, может быть, не сделает при этом ничего предосудительного. По-моему, богохульство - это очень общественное понятие, это когда человек отрекся или надругался над чем-то святым для него и для кого-то еще. Если он сам во что-то верил. глубоко индивидуальное и ни с кем не разделенное, а потом разуверился и в небо об этом вопиет - это его личная драма, но, по-моему, не богохульство. Может, он верил в инопланетян, а они ему ничего не обещали, но для него инопланетяне - это было святое. В общем, это очень индивидуально, конечно. Просто автор сделал интересное психологическое наблюдение.
Comments 4
Другой случай богохульства, когда у человека действительно рухнуло всё, во что он верил. Вдруг выяснилось, что пути господни неисповедимы и для него тоже, что с хорошими парнями случаются плохие вещи, даже если хороший парень - он сам, что испытание ему дали не по силам. Тогда богохульство - это крик о помощи. Бог предал его (человек так думает) и богохульник спрашивает: а как ты поступишь в этом случае?
Со стороны разницу понять сложно. И за то, и за другое наказывать бессмысленно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment