Недавно я купила новую машину. Lada Kalina, пятидверный хэтчбек, двигатель 8-клапанный 1,6 л, Euro 4, 82 л.с., МКП. Цвет «Колумбийская зелень». По-русски - цвета спелой конопли:) То есть серо-зелёный.
Новая она для меня во всех отношениях. И в самом прямом смысле: дата «рождения» в ПТС обозначена как 04.01.2012. И в относительно переносном: до этого я водила другую модель, тоже вазовскую, 21140 Lada Samara. Домашнее прозвище - «Яся», год рождения 2005-й, двигатель 1,5 л, 8-кл,. МКП, 72 л.с., вишнёвого цвета.
Воспоминания светлые и… разные
«Моя вишнёвая девятка…». Я купила её годовалую в октябре 2006 года с пробегом 11 000 км и она верой и правдой служила мне пять с лишним лет, не доставляя особых хлопот, зато доставляя массу радости и удовольствия. Из общения с Ясей я вынесла несколько мудрых мыслей, главная из которых: если за машиной хорошо ухаживать, не экономить на обслуживании и качественных «расходниках» и не относиться как к вьючному бесправному ишаку, то даже недорогое авто не самого крутого производителя будет ездить не хуже пресловутых «лучше б/у, да иномарка».
Ну да это было лирическое отступление. Историю моего обучения в автошколе и последующие наши с Ясей приключения желающие могут найти в моем блоге в LJ и на сайте Проза.ru:
Дайте порулить! Часть 1,
Дайте порулить! Часть 2,
Сердцеедка,
Путешествие на юг,
Дрим-тим-экстрим,
Что ж ты, мартышка безграмотная, за руль уселась? - а также всё подряд по тегу
«авто-гражданка».
10 января нынешнего года в результате стечения неблагоприятных обстоятельств, одним из которых, безусловно, была «прокладка между рулём и сиденьем», моя Ясечка стала «перевёртышем». В том самом месте, об опасности которого я сама же писала в 2007 году в газете «За рулём - Красноярск» («
Путешествие на юг»). Импровизированный асфальтовый поребрик, оставляемый там невесть зачем при ремонте полотна, стал еще одним неблагоприятным обстоятельством. Кстати, по словам сотрудников новосёловской ГИБДД, на этом участке аварии случаются постоянно. Интересно, сколько из них происходит отчасти и по вине небрежных дорожников?
В общем, с Ясей пришлось расстаться, и я загрустила: едва ли в скором времени смогу приобрести другую машину. Вырученных от продажи «перевёртыша» средств вкупе с личными сбережениями хватало лишь на такой же ВАЗ 14-й модели, да ещё хорошо побегавший. Есть ли смысл менять шило на мыло? Изучила предложения по автокредитам - и окончательно расстроилась. Условия адские, проценты драконовские, залоги, каско, требования многочисленных документов, подтверждающих заработок... Только эти бухгалтерские бумажки я буду собирать полгода, не меньше, поскольку мои доходы складываются из нескольких источников, в том числе очень удаленных от места проживания…
Но тут на помощь пришла семья. Родители сразу объявили: выделят из своих финансовых запасов довольно значительную сумму. Внесли свою лепту старшая сестра Светлана и племянница Ксюша. Друзья стали наперебой предлагать «в долг надолго» - кто сколько мог. Чем все вместе растрогали меня до слёз…
И вот я - владелица нового автомобиля.
Квасной патриотизм? Холодный расчёт!
Многие мои «продвинутые» по части автомобилей друзья и знакомые задавали один и тот же вопрос: «Ты что, ярая патриотка отечественного автопрома? Ведь на эти деньги…»
Да-да-да. На эти деньги. То есть максимум на 300 тысяч. Можно было купить на рынке вполне приличную иномарку. И я сразу сформулировала свои резоны, чтобы при очередном вопросе без запинки доложить: «У меня было три условия. Новая. Левый руль. Механика. И одно ограничение: сумма. Ну-ка быстренько подскажите, какую машину можно купить с учётом всех этих нюансов?»
Вопрошающие от такого напора терялись, особо упёртые начинали свою любимую песню: «Лучше б/у, да иномарка!». Для меня - не лучше. Тем более, что никакая приличная б/у иномарка с учетом всех нюансов категорически не укладывалась в имеющуюся сумму. А те, что укладывались, полностью подпадали под действие аксиомы «Хорошую машину не продают!». Нет, исключения бывают: срочно нужны деньги или стремительно захотелось авто классом выше, а средства позволяют сменить машину на более дорогую… Но эти исключения настолько редки, что за 10 дней изучения вторичного рынка нашлось лишь одно: Daewoo Matiz 2010 года с пробегом 7000 км за 200 000 рублей. Очень милый автомобильчик. Но мне не по характеру - слишком кукольный. К тому же мой высокорослый супруг в салон помещается с трудом, сложившись исключительно в три погибели. То есть и новый мобильчик этой марки нам не подойдёт.
Всё остальное из «лучше б/у, да иномарок» наводило на нехорошие подозрения относительно качества авто и условий его дальнейшей эксплуатации.
Некоторое время я внимательно изучала предложения на вторичном рынке, в том числе и по Kalina. Экземпляры с пробегом от 35 до 60 тысяч км, трех-четырёхлетки, «тянули» на 230-250 тысяч рублей. Тут-то мне и пришла в голову мысль посмотреть стоимость нового автомобиля.
278 тысяч. Комплектация «норма», но совсем «лысенькая»: ЦЗ, электростеклоподъёмники передних дверей, противотуманки сзади, штампованные диски, салон «пластик-гобелен». Руль регулируется только по углу наклона. Кажется, всё. Усилителя руля нет, подушек безопасности, климат-контролей и прочего буржуйского баловства тоже не наблюдается. Зато двигатель Euro 4, то есть бензин не меньше АИ 95. То ли плюс, то ли минус - как посмотреть.
Интересно… И вполне по средствам, даже если учесть необходимость приобретения зимних шин, а также установку сигнализации и «музыки». Что самое забавное: в автосалоне, куда я обратилась, оказалась машина именно этой комплектации и именно того цвета, который мне особенно понравился. Как будто звёзды нарочно сошлись!
Мальчик или девочка?
Из салона позвонили на день раньше, чем планировалось. «Ваша машина готова, можете забирать!». А я ещё и колёса не купила! Как раз собиралась обзванивать магазины… Ну что ж, форсируем события.
Приобрести хотела Cordiant Sno-Max, на которых бегала моя прежняя машина. Вполне достойная «обувка»: шумят в меру, выносливы, по соотношению цена/качество устраивают. Но тут - неприятный сюрприз: а нету! Кончились. Оно и понятно, обычно люди покупают шипованные шины перед наступлением холодов, а не во второй половине зимы… В одном магазине нашлось одно колёсико, в другом ещё два, а до комплекта так и не дотянули.
В этом же ценовом диапазоне мне предложили шины Amtel. Хотя в Интернете на форумах рейтинги у них примерно одинаковые, плюсов в адрес Cordiant на круг выставляют больше пользователей. Даже если не считать мнения тех, для кого лучшие шины - Gislaved Nord Frost 5 или Yokohama Ice Guard F700Z… Кто б спорил! Шины стоимостью 3-4 тысячи рублей за штуку определённо не должны быть хуже шин за 1800…
Тот факт, что к середине января купить шипованные Cordiant в Красноярске невозможно, а вот Amtel - пожалуйста, мне тоже показался не в пользу последнего. Хотя это, возможно, чисто субъективная оценка. Но покупать то, что другие брать не стали, не захотелось.
А подороже? В магазине K&K консультант предложил шиповки Dunlop. Со скидкой 5% получилось 10 200 рублей за комплект. Конечно, по сравнению со стоимостью комплекта Cordiant чувствительно - почти на две тысячи дороже. Но, в конце концов, если уж я купила новую машину, то чего совсем-то мелочиться? Опять же бренд, ведущий свою историю аж с 1888 года, внушает уважение… Эх, гуляй, рванина! И я купила Dunlop.
В салоне мою зелёненькую автомобильку переобули, оформили документы, пожелали счастливого пути - и вот мы выезжаем из ворот в сторону ближайшей заправки. Потому что в баке бензина - реально только-только выехать за порог. Забавный момент: заливать полный бак на ближайшей заправке на Дудинской мне отсоветовали консультанты салона. Дескать, качество горючего так себе. Поэтому там мы залили «на 100 рублей» и отправились заправляться досыта на АЗС КНП на Шахтёров.
Первое открытие. Если ключ в замке зажигания, а двери при этом открыты - машина стрекочет, как кузнечик. Хотя, конечно, звук больше похож на трель сверчка… Но сверчки в наших широтах все же экзотика, поэтому первым на ум пришел именно кузнечик.
Заправившись, двинули в сторону автосервиса, где я обслуживала свою прежнюю машину - и изменять своим приваязанностям по этой части не собираюсь. Знакомимся. «Мы - люди приличные, - говорю я новому члену семьи. - Мы тебя будем уважать, хорошо за тобой ухаживать, и ты уж, пожалуйста, будь с нами терпеливым и доброжелательным…»
- А вот интересно, это мальчик или девочка? - глубокомысленно изрек муж, только что освоивший пепельницу и элетропривод стекла со стороны пассажира.
М-да… Так сразу и не разберёшь. Зелёненький… Стрекочет… Да это же Кузя! Здравствуй, Кузя!
Странно, но мне показалось, что Kalina согласно кивнула.
Первые радости и печали
Увы и ах, эйфория от первых открытий сменилась разочарованиями… Нет, собственно Кузя тут был совершенно ни при чём. Он-то как раз произвёл самое приятное впечатление: весёлый «пухлик»-глазастик, короткий капотик. Боковые зеркала выше всяких похвал, такое ощущение, что вперёд и назад смотришь одновременно, не меняя направления взгляда. Обзор отличный! Регулировки зеркал очень вменяемые, к тому же эти «ушки» можно складывать, что очень удобно на тесной парковке.
Панель выглядит современно, но совсем уж резких отличий от привычного расположения кнопок-дисплеев не много. Центральный дефлектор и блок управления системой вентиляции и отопления хорошо скомпонованы и приятно оформлены. Такое всё кругленькое…
Руль мало отличается от того, к которому я привыкла, без особых новшеств и изысков. Зато сиденья… основательные, что ли? По крайней мере, к ним слово «кресла» подходит гораздо больше, чем к «самаровским». Бардачок мелковат, но расположен лучше, эргономичнее, чем в 14-й, как, собственно, и ручка КП - относительно «музыки» и пепельницы. Приборная панель - с регулируемой подсветкой, комбинация приборов тоже довольно удобная, а главное - привычная.
Салон поразительно просторный. Поразительно - потому что внешне хэтчбек Kalina выглядит не больше крошки Matiz. Но пространства над головой предостаточно, передний пассажир не упирается коленями в бардачок, даже если кресло сдвинуто максимально вперёд… Сзади тоже хватит места двоим пассажирам, да и третий устроится без особого «притеснения». Вот багажник (235 л) мог бы быть и побольше… Впрочем, зачем нам, горожанам, большой багажник? Перевозить в этой машине длинномеры и холодильники мы не собирались, вещей в дальнюю дорогу берём обычно мало, а для размещения дачного урожая там хватит места, ведь возим мы его не аккордным порядком, а частями.
Пластик в салоне обычный, жестковатый, тёмно-серый. На дверях скомбинирован с гобеленом на тон-два темнее. Есть светлые вставочки - на стойках. Всё довольно гармонично.
В общем, бюджетный вариант - в хорошем смысле слова. Ладненько скроен и снаружи, и внутри, и на первый взгляд «крепко сшит».
Таковы были первые, визуальные впечатления. Потом начались расстройства. Посадка высокая - непривычно. Вроде бы и удобно, а спина ноет… Или это ноет не спина, а «обиженное» ожидание того, что ничего не изменилось? Руль туговат, да что там - просто не провернёшь! А ведь я привыкла управлять автомобилем практически одной рукой, если не сказать, одним пальцем… Коробка тоже вязкая, рычаг переключения передач еле двигается, приходится прилагать довольно ощутимые усилия. Приятный момент: задняя передача включается «через колечко», консультант в салоне особо отметила: «Зато уж точно не спутаете передачи!» Да я их, собственно, и раньше ни разу не путала… Но фишка не лишняя, конечно. Более того, при включении задней передачи Кузя начинает тихонько стрекотать - уж никак не ошибёшься!
При переходе с первой на вторую передачу машина задумывается… Так, слегка, но для меня, привыкшей к мгновенному переключению, довольно заметно. Хотя что это я придумываю? У Яси тоже с детства было такой момент: долю секунды подумать, переходя с первой на вторую. Но Кузя думает явно дольше, да и со второй на третью есть задержка в реакциях… Всё не так!
А подвеска? Для каких дорог они делали эту подвеску? Она же отрабатывает каждую трещинку и неровность асфальта не то, что в пятую точку водителя и пассажиров, она буквально создаёт все условия для лёгкого сотрясения мозга!
Вот в таком горестном настроении я и приехала в свой любимый автосервис «Макс» на Тамбовской, где пять лет обслуживали мою прежнюю машину. Отношение к клиенту и его автомобилю, расценки и качество работ меня устраивали всегда настолько, что и новый автомобиль я, конечно же, «приписала» именно к этому дружелюбному «порту». И, заглушив двигатель, бросилась жаловаться ребятам: «Ну, невозможно же ездить! Она же как деревянная! Ну, сделайте что-нибудь!».
- Ты вообще на градусник смотрела? - улыбнулся специалист по диагностике Олег. - Там минус 26! Я вот пришел - и через час уже стал как деревянный, а ведь мы в боксе работаем. Да, и учти - там ведь всё новое. Двигатель не обкатанный, коробка, опять же масло там какое? Уж точно не класса люкс!
- Давайте масло сменим? - робко заикнулась я.
- А смысл? Через 2000 км его надо будет менять - после обкатки. Вот накатай сколько надо, там и в двигателе поменяем, и в коробке, и подвеска, опять же, раскатается, станет мягче.
На круги своя
В общем, успокоили меня. Почти. Потому что, дебютируя в роли водителя нового авто, я обнаружила ещё один малоприятный момент, с которым мастера автосервиса уж никак не могли мне помочь. Все мои навыки, которыми я так гордилась, временно обнулились. Потому что заточены были под конкретные настройки и особенности конкретного автомобиля. Нет, понятное дело, они никуда не делись, но теперь «не работают», точнее, работают не так чётко, как хотелось бы, как привыкла. То есть фактически я должна начать с начала… Отработать плавный «старт» и аккуратное торможение. Поставить заново «бестолчковое» переключение передач, которым так гордилась, управляя прежней машиной. Приноровиться к особенностям коробки и двигателя. Довести управление многочисленными кнопками и рычажками до той степени автоматизма, когда не надо думать, что чем включается…
Конечно, на этот раз обучение займет гораздо меньше времени. Много меньше. Ведь говорят: тот, кто часто и подолгу управляет одним автомобилем, легко управится с любым другим. Сядет и поедет…
Да поехать-то как раз не проблема. Действительно: села и поехала! Вопрос в том, насколько хорошо, профессионально, чётко это получится? Впрочем, подобный вывод я тоже уже делала - когда-то давно, когда только
училась водить машину. Всё возвращается на круги своя…
Так что продолжение, безусловно, следует!
Опубликовано на сайте
«Ярск»