Что есть творчество и творческие способности (с точки зрения коммунизма)?

Jul 03, 2013 21:27

Примечания. Направлял это пост в сообщество "Суть времени", но текст был отклонён модератором, о чём меня официально уведомили. Подумал - не пропадать же добру. И разместил у себя. Отдельно для участников и сторонников СВ - это не нападение, это даже критикой не назовёшь. Просто приглашение подумать и лучше определиться с некоторыми, безусловно, важными вещами.

Что есть коммунизм?
"Коммунизм есть пробуждение и раскрепощение в каждом человеке высших его творческих способностей" (С.Е. Кургинян).
Тогда что есть "творчество" и "творческие способности"? Мне кажется, есть смысл, в таком случае, дать определение этим понятиям, иначе возникает рискованная ситуация.

В обыденном смысле творчество понимается как создание чего-то нового, необычного. Все ли люди способны к этому, все ли этого хотят, и стоит ли осуждать тех, кто этого не хочет?
Как понятие "творчество" применимо к работе сантехника? И к большинству других работ. Например, к работе врача, строителя, учителя - здесь творчество - вещь очень рискованная. Не утверждаю, что неприменимо. Но нужно понять, как. И по каким критериям определяется творчество.
Иначе опять люди делятся на "креативное" (однако, прямой перевод слова "творческий") меньшинство и остальное быдло. Которое может быть сколь угодно добросовестным, но всё равно будет восприниматься как "серость", рабочие лошадки, в противоположность настоящему, творческому человеку, способному завернуть что-то этакое, выдать, воспарить.
Возвращаясь к профессиям и вообще к любой деятельности - для начала требуется хорошо усвоить и добросовестно исполнять своё дело. Это очевидно, но напрямую с понятием "творчество" это не связано. Так же, как не связаны непосредственно с творчеством трудолюбие, доброта, верность и другие лучшие человеческие качества, которых нам очень не хватает, и которые тоже надо раскрывать.

А вот, например, что говорит по поводу творчества один старообрядец (подсмотрено в блоге Андрея Кураева):

"Хочу проиллюстрировать то, что я сейчас сказал, гениальным эпизодом из «Андрея Рублева» Тарковского, когда русский мужик - помните? - поднимается на воздушном шаре - и кричит: «Летю! Летю!» И только прокричал: «Летю», как сразу ... трах-тарарах! Об землю. И разбился. Вот это «летю» - символ всех этих свободолюбивых ницшеанцев и прочих - им полет нужен, но это полет... в никуда. А традиционная конфессия «скучна» в этом плане: делай, как сотни лет делали твои предки, - ой, как скучно! Ой, как неинтересно! Как бы творчество проявить?
В противоположность Бердяеву («Смысл творчества») скажу вещь крайне непопулярную сегодня: необходимо проявить огромное творческое усилие, чтобы задушить в себе лжеименное творчество. Считаю, что живое (не омертвелое, а именно живое!) хранение традиций в их жизненной силе требует гораздо больше творческих усилий, чем «безумство храбрых»".

Вписываются ли эти рассуждения в коммунистическое понимание творчества?

Напоследок. "СССР-1.0" и "коммунизм - 1.0" в эту ловушку уже попадал. У Шукшина в "Печках-лавочках" есть такой эпизод.  Профессор звонит в кассу, чтобы спросить, есть ли билеты на поезд. Дозвониться не может ("они кладут трубку на стол и читают детективные романы", как пояснил его друг). И профессор рассуждает:
"Ну, как же: она десять лет училась, ей вдалбливали в голову, что удел человеческий - это беспоса­дочный перелет Москва -- Владивосток... Это первенство мира по прыжкам в высоту, а тут кто-то хочет узнать, когда идет поезд "Москва -- Симферополь"!".
Сейчас тоже ловушка, только мерило другое - деньги. У кого их нет, тот "лузер". Он ниже того, у кого они есть. Продавец билетов - конечно, "лузер", здесь много денег не получишь.
Но разделение людей по принципу наличия/отсутствия или большего/меньшего количества "высших творческих способностей" чем-то, по большому счёту, лучше? Как этого избежать? И что, всё-таки, есть "творчество" и "высшие творческие способности"?

коммунизм, философия, творчество, политика

Previous post Next post
Up