Есть в статье высказывания тоже неоднозначные, "Оскорбить Бога" - это высказывание неатропоморфное, а вполне человеческое, ведь есть разница между "Оскорбить Бога" и "Бог оскорбился", второе это высказывание о Боге, а первое о человеке, не находите?
Я говорил о том, что в тексте четко показываются общие для Запада и Востока "юридические" представления об искупительной Жертве, а не о том, что статья во всех отношениях совершенно безупречна.
Ансельм: 'без удовлетворения, то есть без добровольной уплаты долга' (Почему Бог стал человеком). Свт. Григорий Богослов: 'Он полностью воздал за все наши долги' (Стихотворения нравственные).
В этой связи смешно противопоставление м. Иларионом учения свт. Григория 'латинской теории искупления'.
Когда-то о.Валентин Радугин учил на догматическом богословии, что Отцом для нас является не только собственно Бог-Отец, но и Бог-Сын и Дух Святой. Т.е. единый Бог-Троица для нас есть Отец наш небесный. На литургии мы также поём Отче наш, а священник возглашает: "яко твое есть царство Отца и Сына и Святаго Духа..."
Возможно в словах "Сын принёс жертву Отцу" подразумевается именно такое понимание...
И чему только не учат сейчас на догматическом богословии. Почитайте, например, "О крещении" (книга 1, глава 2) свт. Василия Великого или толкование преп. Максима на "Отче наш", там все ясно написано. "Отче наш" - это обращение именно к Отцу тех, кто облекся в Сына и стал сыном по благодати.
Про то что Христос является Отцом нашим можно встретиться:
Но поскольку Христос является и Отцом нашим, возродившим нас чрез святое крещение и Его божественной благодатью, то посему Он называет Своих Учеников - "чадами" Свт. Григорий Палама
Даже такое есть:
Но Христос - наш друг, Он - наш брат, и Он говорит: «Вы - Мои друзья». «Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня так: что Я - Бог, что Я - Бог Слово, что Я - ипостась Святой Троицы преп. Порфирий Кавсокаливит
Только это второе в моем главе как то не укладывается и немножко похоже на My friend Jesus. А и то "Христос - только друг и брат, но не Бог, не Бог Слово, не истостась Святой Троицы" - это уж... Вот как некоторые совсем не любящые все те "догматическия богословия" были прославлены иже во святых. А нам стоит ли следовать им или нет?
Вообще-то довольно забавно мне теперь, после нескольких лет изучения текстов возродителей патристического богословия, думать о претензиях в схоластике в адрес "Догматического богословия" митр. Макария, напр. :)
Comments 17
"Оскорбить Бога" - это высказывание неатропоморфное, а вполне человеческое, ведь есть разница между "Оскорбить Бога" и "Бог оскорбился", второе это высказывание о Боге, а первое о человеке, не находите?
Reply
Reply
кто вообще пишет безупречные статьи :) Дай Бог о. Павлу сил, и дальнейшей плодотворной и успешной работы
Reply
Свт. Григорий Богослов: 'Он полностью воздал за все наши долги' (Стихотворения нравственные).
В этой связи смешно противопоставление м. Иларионом учения свт. Григория 'латинской теории искупления'.
Reply
Reply
Reply
Reply
Возможно в словах "Сын принёс жертву Отцу" подразумевается именно такое понимание...
Reply
Reply
Почитайте, например, "О крещении" (книга 1, глава 2) свт. Василия Великого или толкование преп. Максима на "Отче наш", там все ясно написано. "Отче наш" - это обращение именно к Отцу тех, кто облекся в Сына и стал сыном по благодати.
Reply
Но поскольку Христос является и Отцом нашим, возродившим нас чрез святое крещение и Его божественной благодатью, то посему Он называет Своих Учеников - "чадами" Свт. Григорий Палама
Даже такое есть:
Но Христос - наш друг, Он - наш брат, и Он говорит:
«Вы - Мои друзья». «Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на меня так: что Я - Бог, что Я - Бог Слово, что Я - ипостась Святой Троицы преп. Порфирий Кавсокаливит
Только это второе в моем главе как то не укладывается и немножко похоже на My friend Jesus. А и то "Христос - только друг и брат, но не Бог, не Бог Слово, не истостась Святой Троицы" - это уж... Вот как некоторые совсем не любящые все те "догматическия богословия" были прославлены иже во святых. А нам стоит ли следовать им или нет?
Ну, вообщем то все есть, только поищи и ссылайся.
Reply
Как всегда поэтично.
http://karelin-r.ru/diskuss/231/1.html
http://karelin-r.ru/diskuss/231/2.html
ПС
С Днем Победы!
Reply
И Вас с Днем Победы!
Reply
Отец Рафаил просто очень поэтично пишет - удовольствие испытываешь, когда читаешь.
Reply
Reply
Leave a comment