Проект письма Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.

Aug 21, 2010 21:41

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Ваше Святейшество!

Смиреннейше просим разрешить недоуменные вопросы, возникшие у многих верных чад Русской Православной Церкви в связи с трансляцией 6 марта 2010 года по 1 каналу российского телевидения концерта, посвященного 40-летию группы «Цветы», в котором принял участие Архиерейский хор Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью).
В финале концерта была исполнена песня «Свет и радость», содержащая такой текст:

В СИНЕМ НЕБЕ ГИМАЛАЕВ,
РАСТВОРИВ ПОКРОВЫ ТЬМЫ,
СВЕТ ЛЮБВИ ТВОЕЙ СИЯЕТ,
СВЕТ ЛЮБВИ ТВОЕЙ СИЯЕТ
НАД ПРИРОДОЙ И ЛЮДЬМИ.

Я ВОЙДУ В ТВОЙ МИР ЧУДЕСНЫЙ,
ЧТОБЫ БЫТЬ ВСЕГДА С ТОБОЙ.
ЧТОБЫ ВИДЕТЬ СВЕТ НЕБЕСНЫЙ,
ЧТОБЫ ВИДЕТЬ СВЕТ НЕБЕСНЫЙ,
ЧТОБ ПОЗНАТЬ ТВОЮ ЛЮБОВЬ.

СВЕТ И РАДОСТЬ
В МОЕМ СЕРДЦЕ.
СВЕТ, И РАДОСТЬ,
И ЛЮБОВЬ! (текст набран так, как он напечатан в буклете альбома группы "Цветы")

Слова песни недвусмысленно свидетельствуют о том, что обращена она к некоему "высшему существу", представляет собой своеобразный гимн ему и его любви к миру.
Что же вызвало наше недоумение?
Уже в начале исполнения песни солистом группы «Цветы» телевизионная камера стала выхватывать сначала музыкальные инструменты, имеющие культовый характер (шаманские бубны, шофар и т.п.), а затем и показывать представителей различных религий (буддизма, иудаизма, ислама, кришнаизма), которые подпевали солисту. Затем означенные представители начали поочередно чтение фрагментов своих молитв, прославляющих их «богов». Наступила очередь и Архиерейского хора, запевшего на мотив, органически вплетающийся в общую мелодию песни: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и вовеки веков». В финале исполнения песни все участники концерта пели припев, а все «представители различных религий», включая и православных христиан, одновременно читали или пели свои молитвословия. Завершилось это действо тем, что на заднике сцены появились символы пяти религий, соединившиеся в единый сверкающий шар, в котором растворились и очертания Креста Господня. Просим Вас, Ваше Святейшество, своими глазами взглянуть на то, что происходило на сцене и что видели зрители в зале и на экранах телевизоров по всей России: http://www.youtube.com/watch?v=wchoqfBYSao .
Символический смысл показанного нам представляется вполне прозрачным. Вот как об этом сказано в буклете альбома, в который эта песня вошла:

«Первый вариант песни «Свет и радость» был задуман Стасом Наминым в 1974 году. Тогда она и звучала и называлась по-другому. Ее появление было инспирировано песнями «Битлз», индийской музыкой и философией, которыми в то время увлекался Намин. Естественно, песня никогда не записывалась и не исполнялась во времена СССР. В 2008 году Намин впервые воскресил ее по инициативе организатора фестиваля ««Битлз» и Индия» Яшоматинандана Дас, и группа «Цветы» исполнила ее на этом фестивале в Москве в Парке Горького. В 2009 году в первые дни записи на студии Abbey Road у Намина родилась новая концепция песни, и в тот же вечер он написал новую мелодию и слова припева, которые дали и новое название - «Свет и радость». Песня посвящена простым человеческим ценностям - свету, радости и любви, которые объединяют всех людей на земле независимо от того, к какой расе и религии они принадлежат. В песне вместе с музыкантами «Цветов» и приглашенными известными этническими музыкантами поют и читают молитвы представители высоких духовных санов пяти основных мировых конфессий: христианский хор духовной семинарии; тибетский тулку; муэдзин мечети; раввин синагоги; представители индуистского общества сознания Кришны. Исконно этнические мелодии молитв друг за другом вплетаются в основную тему припева, и в финале песни все вместе поют одновременно на разных языках разную музыку, органично сосуществующую в сложном полифоническом хоре.
Уникальное этническое многоголосье, в котором все слышны, все равны и едины, является музыкальным символом истинной красоты и многообразия единства мира».

Далее в буклете говорится: «Эта песня стала в определенном смысле гимном экуменистического движения «Единый мир», родившегося в Центре Стаса Намина в 1991 году и уже около 20 лет существующего в форме этнических фестивалей, концертов и записей, объединяющих разные религии, расы и национальности через общий для всех людей язык музыки».

На наш взгляд, со стороны православного хора молитвенное участие в исполнении «гимна экуменистического движения» совместно с представителями еще четырех религий, не является ни чем иным, как нарушением 45 Апостольского правила и пункта 36 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», гласящего: «В процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции». Это было воистину шокирующее откровенное «смешение вер»!

Может возникнуть вопрос, отчего мы не обратились за разъяснениями прежде в Белгородскую Епархию. Тому есть две причины. Во-первых, данное действо не является событием жизни исключительно Белгородской Епархии, но, транслировавшееся на 1-м общероссийском канале, стало общероссийским культурным и духовным событием. Во-вторых, мы считаем, что у миссионеров Белгородской Епархии было и время, и возможности высказаться по данному поводу. События развивались следующим образом. В конце 2009 года вышел альбом группы «Цветы», где содержалась песня «Свет и радость» с молитвенным участием представителей пяти религий. Там же в тексте буклета было дано вышеприведенное разъяснение смысла песни и включения в нее молитвословий «представителей высоких духовных санов пяти основных мировых конфессий». В буклете же можно было увидеть благодарности:
«Группа «Цветы» выражает благодарность всем тем, кто оказал помощь в создании этой песни:

Григорий Орджоникидзе, ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

Евгений Федотов, представитель организации «Добрая воля» (ООН) на территории СНГ

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн

Шьям дас, представитель московского индуистского общества сознания Кришны; Яшоматинандана Дас, директор фонда РОФП «Защита» (участвовал в создании русского текста)

Ильдар хазрат Аляутдинов, первый имам московской соборной мечети

Ицхак Бен Авраам Коган, главный раввин синагоги на Большой Бронной…».

В ноябре 2009 состоялось исполнение песни на радио «Серебряный дождь», что было прокомментировано в блоге ведущего радиостанции, известного журналиста Влакдимира Соловьева цитатой из буклета, которую мы уже приводили («Мировая премьера песни группы «Цветы». См.: http://blogs.mail.ru/mail/vrs63/5A5DD0D60A2A70F8.html).

Все это не помешало Архиерейскому хору миссионерской направленности выйти на сцену, хотя смысл того, в чем хор принимает участие, был уже совершенно ясен.
Более того, на сайте БПДС, имеющем благословение Правящего Архиерея, 27 июня 2010 года (то есть почти через четыре месяца после концерта) была размещена информация о состоявшемся концерте, об участии в нем хора, содержащая очевидно положительную оценку события:
«Архиерейский хор БПДС (с МН) принял участие в юбилее легендарной группы "Цветы"

6 марта архиерейский хорБПДС (с МН) под руководством регента протоиерея Николая Кацы, по приглашению известного российского музыканта, творческого руководителя легендарной группы "Цветы" Стаса Намина, принял участие в концерте в честь 40-летия группы, который прошел в г. Москве в в СК Крокус Сити Холл.
<…>
Юбилейный концерт группы «Цветы» собрал друзей легендарного коллектива, среди которых яркие звезды современной отечественной сцены, и музыканты, в разные годы игравших в группе: Константин Никольский, Александр Маршала, Владимира Преснякова и многих других» (орфография и пунктуация сохранены; см. сохраненную копию: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:7ifISVG9t2cJ:www.bpdsmn.orthodoxy.ru/index.php%3Fnma%3Dnews%26fla%3Dstat%26cat_id%3D0%26nums%3D115 ).
Таким образом, временем для того, чтобы осмыслить произошедшее, в Белгородской Епархии не воспользовались.
Вот по этим двум причинам мы и сочли своим долгом обратиться непосредственно к Вам, Ваше Святейшество.

Мы смиреннейше просим Вас дать оценку как изложенному нами факту, так и - шире - недвусмысленно подтвердить недопустимость «попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции», вносящих большой соблазн в среду церковного народа, а иных подвигающих на уход в раскол. Вместе с тем мы не просим о наказании применительно к участникам описанного действа, так как уверены, что ими двигало лишь ошибочное понимание миссии, а не действительное неразличение вер.
С упованием на Ваше внимание к нашему вопрошанию и понимание нашей озабоченности,
преданные чада Русской Православной Церкви, вверенной Господом Вашему попечению:

PS Прошу высказываться только членов РПЦ МП. Прошу также не предлагать включить в Письмо иные вопросы.

PPS Ссылки на пост очень желательны.

Церковь и время

Previous post Next post
Up