О ПЕЧАЛОВАНИИ.

Sep 18, 2019 10:22

Пара слов об "Открытом письме священников в защиту заключенных по «московскому делу»" (https://www.pravmir.ru/otkrytoe-pismo-svyashhennikov-v-zashhitu-zaklyuchennyh-po-moskovskomu-delu/).
Я не знаком с фактической стороной дела, о котором ведут речь подписавшие Письмо. Поэтому высказываться о правоте/неправоте суда мне не следует. А вот Письмо я прочитал, о нем сказать могу.
Скажу, что мне неясно, почему у письма исполняющих "пастырский долг печалования о заключенных" не указан точно адресат, к которому они обращаются. Перед кем, собственно, печалуются? В Основах социальной концепции РПЦ сказано:
"Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций".
Положим, и несколько десятков священников могут считать себя, хотя бы отчасти, церковной инстанцией. Однакоже обращаются они, по сути, к "российским гражданам" и непоименованым "людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны" с общими благопожеланиями. То есть адресат "печалования" неочевиден.
Во-вторых, как один из российских граждан я должен бы получить хоть какую-то объективную информацию о фактической стороне дела. Однако ничего, кроме голословных утверждений, я не увидел.
Впрочем, я не вполне прав. В Письме есть и нечто конкретное:
"Нам было горько узнать о том, что одним из вещественных доказательств, изъятых у него, был самодельный плакат со словами протоиерея Александра Меня «Милосердие - то, к чему мы призываем» и призывом к обмену пленными с Украиной. <...> Что касается обмена пленными между Россией и Украиной, который совершился после ареста и суда над Константином Котовым, то он однозначно был поддержан Русской Православной Церковью, и оценивать его как призыв к противоправным действиям нелепо".
Мне тоже очевидно, что это нелепо. Однако я не увидел, оценено ли включенное 21-м по счету в список осмотренных (я так понимаю, изъятых у Константина Котова) фото плаката следствием, обвинением, судом "как призыв к противоправным действиям".... Зачем же использован такой негодный пример, относительно правомочности приведения которого я оставлен в неведении?
Итак, Письмо обращено "ко всем людям доброй (да и злой, видимо) воли", а не к конкретным лицам и инстанциям. То есть его функция - не столько печалование, сколько публичное сообщение о своем отношении к фактам и некий призыв. Сами факты оставлены за рамками сообщения, так как "российские граждане" должны сами искать подтверждение/опровержение сказанному (подписавшие даже поленились (?) процитировать или хотя бы дать ссылку на тексты приговоров). Зато мы "узнали", что за безобидный плакат человека посадили как "призвавшего к беспорядкам". Правда и здесь остается только верить на слово. Таким образом, нас призвали быть неравнодушными. А что нам делать, не сказали, рассчитывая, видимо, на то, что наши неравнодушные сердца сами нам подскажут. Но вот лично мое сердце ждет, что ему подскажет разум. А разум в растерянности. Ему представляется, что такие приемы "печалования" суть пропаганда с элементами манипулятивной риторики.

PS Прошу не сообщать мне здесь информацию, которую должны были сообщить те, кто подписал Письмо. Надо будет - я сам поищу.

Методология, Политика, Россия, Гносеология

Previous post Next post
Up