О точности.

Jun 28, 2016 08:29

Увидел цитату из книги Э. Жильсона, на которую в свое время не обратил должного внимания:
Энцикликам пpисуще особая, взвешенная точность того, что должно оставаться несколько pасплывчатым. И сколько pаз пpиходится останавливаться, хотя тому или иному месту было уделено много pазмышлений и очень хоpошо известно, о чем там идет pечь, но дело в том, что энциклика не говоpит пpямо, и, безусловно, у ее автоpов были свои основания для того, чтобы не пеpеходить опpеделенной чеpты и не давать более точного выpажения той или иной слишком откpовенной и вызывающей нежелательные ассоциации мысли.

Уважаемый gignomai так комментирует этот текст:

Мотивы-то могут быть и другие, но точно выразить предположительность, догадочность, намекающий характер высказываемого, его подлинный статус в экономии прокладывающего путь мышления.
В условиях спора, "интеллектуального ринга", это невозможно. Там другое: выделяй обнаженную суть и подавай ее как то, за что ты готов драться и получать удары (http://gignomai.livejournal.com/775676.html).
________________________________
Хотелось бы сделать комментарий несколько в сторону, в контексте проблематики, волнующей меня.
Выше Жильсон говорит о "том, что может быть названо точностью ее [энциклики] неточности".
Мне кажется, что Жильсон об-наруживает нечто новое, не свойственное ни папским энцикликам, ни вообще вероучительным документам прежних веков. Более того, этого, пожалуй, нет даже в энциклике "Aeterni Patric", о которой он говорит. Но вот это новое понимание, этот новый метод стали определяющими для католического богословия в XX веке. Вначале -- в текстах "новых теологов", а потом, после II Ватиканского собора, -- для всей КЦ.
А сегодня мы являемся свидетелями проникновения этого метода в Православную Церковь. Муть двусмысленных текстов "нового Катехизиса" и документов "Всеправославного Собора" -- еще одно тому доказательство.
Церковь всегда жила в условиях спора, в стремлении выделить и предельно точно выразить обнаженную суть своей веры, предельно точно отделив от нее обнаженную суть веры ложной, за что была готова драться и получать удары. Теперь же нам вместо метода отцов Церкви пытаются навязать метод, когда богословы стремятся не давать более точного выpажения той или иной слишком откpовенной и вызывающей нежелательные ассоциации мысли.
Но мысль-то есть. Вот в чем дело... Мысль, хотя и высказанная не прямо, а несколько расплывчато -- есть. И нам следует распознать ее, вывести обнаженную суть этой мути вместе со взвещенно точным намекающим методом ее наружу. Дабы не было сомнений относительно того, что нам тоже очень хоpошо известно, о чем там идет pечь. И прямо противопоставить ей обнаженную суть ясной и строгой веры Церкви. И, конечно, быть готовыми драться и получать удары.

Методология, Критский собор, Богословие, 2-й Ватиканский собор, Церковь, Церковь и время, В ожидании VIII Вселенского собора

Previous post Next post
Up