В преддверии Всепровославного Собора православный народ получил возможность ознакомиться с теми документами, проекты которых одобрены Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Среди других опубликован и Проект документа Миссия Православной Церкви в современном мире. Одна подробность данного текста вызывает тревогу и недоумение. В пункте Достоинство человеческой личности содержится такой пассаж:
«Целью вочеловечения Слова Божия является обожение человека. Христос, обновив в Себе Самом ветхого Адама (ср.Еф. 2:15), “сообожил в Себе человека, начаток нашего упования” (Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия 4, 14. PG 22, 289).
Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род: “Единородный стал человеком для того, чтобы <…> собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество” (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, PG 74, 273D-275A). Это учение Церкви является источником всякого христианского устремления к сохранению достоинства и величия человека» (
https://mospat.ru/ru/2016/01/28/news127353/).
Не станем гадать о причинах возникновения именно таких формулировок, но скажем: смысл выделенных нами слов вероятнее всего может быть понят так, что весь человеческий род уже собран во Христе - Новом Адаме. Однако это совершенно не соответствует учению Церкви! Это означает, что все человечество имеет иной помимо Церкви путь к соединению со Христом, и что вхождение в Церковь не является не-обходимым условием для соединения. Действительно, зачем Крещение, зачем Евхаристия - зачем Церковь, если весь человеческий род собран во Христе (и, соответственно, спасен и обожен, ибо невозможно представить, чтобы собранные во Христе не были спасены и обожены). Таким образом оказывается, что не одна лишь Церковь, но все человечество есть Тело Христово. Эта мысль является великим соблазном для всякого христианина, полагающего спасение невозможным помимо Христа. Здесь же сохраняется, как будто, отрицание возможности спасения помимо Христа, но зато допускается спасение помимо Церкви. Более того, спасение всего человеческого рода (апокатастасис) представлено уже свершившимся фактом.
Странная формулировка «подтверждается» ссылкой на слова свт. Кирилла Александрийского
[1]. Но святитель отнюдь не говорит, что человеческий род уже собран воедино во Христе, а утверждает, что такова цель воплощения Христова
[2]. Однако эта цель не уничтожает человеческой свободы и не достигается одним лишь воплощением Христовым.
В следующей за цитированной в Проекте документа книге Толкования на Евангелие от Иоанна свт. Кирилл ясно показывает, как нам следует мыслить способ собирания человечества воедино:
«Павел пишет, что стали «язычники сотелесниками и сопричастниками и сонаследниками» Христа (Еф 3:8). Итак, сотелесниками каким образом явились они? Именно таким, что, удостоившись причастия таинственной Евхаристии, стали одним с Ним телом, как, без сомнения, и каждый из святых апостолов. Иначе по какой причине он назвал как свои собственные члены, так и даже члены всех членами Христа? <…> Сам Спаситель говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем” (Ин 6:56)» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 10, 2)
[3].
Нам представляется очевидной потребность внесения изменения в текст Проекта документа, чтобы исключить возможность его еретического понимания. Например, сказать так:
«Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так весь человеческий род получает надежду собирания в Новом Адаме посредством соединения с Ним в Таинствах Церкви».
Впрочем, формулировка может быть и иной, лишь бы в ней была ясно выражена мысль о необходимости вхождения в Церковь - Тело Христово для соединения со Христом - Новым Адамом.
[1] Хотя более она напоминает парафраз слов еретика Оригена:
«Таким образом, Христос имеет весь человеческий род, и, возможно, даже совокупность всего творения, как Свое тело, и каждого из нас в отдельности -- как членов его» (См.: PG 12, 1330A);
«И так же, как у нас всех одно тело, так как мы все имеем природу от Адама как источника и главы нашего рода, так же мы рассматриваем и Христа как главу, через божественное возрождение Свое ставшего для нас образом Своей смерти и воскресения, Который стал «первенцем от мертвых» (Кол 1:18). Мы утверждаем, что Он - Глава, как прообраз воскресения Своего тела, которого все мы - члены (ср. Еф 5:30: 1; Кор 12:27); и как Его тело, мы возрождены в нетление Духом» (См.: Fragmenta in evangelium Joannis (in catenis), ed. E. Preuschen, Origenes Werke, vol. 4 [Die griechischen christlichen Schriftsteller 10. Leipzig: Hinrichs, 1903]: TLG 2042/6).
[2] Вот полный текст цитированного фрагмента: «Единородный, будучи Богом и от Бога по природе, стал человеком, очевидно для того, чтобы осудить грех во плоти, умертвить смерть Своею собственною смертью и явить нас сынами Божиими, находящихся на земле возродив в Духе в превышающее их природу достоинство. Вот таким-то именно образом, без сомнения, и можно было вполне возглавить опять и восстановить в изначальное состояние падший род, то есть человеческий» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга третья. М.: Паломник, 2002. С. 559).
[3] Там же. С. 604.
____________________________________________________________________________
PS
Я прошу максимально ознакомить с текстом православный епископат, священство и мирян. Так же прошу тех, у кого есть возможность, довести этот текст до сведения Богословской комиссии и митр. Илариона (Алфеева).