Я давно заметил, что наши патрологи часто считают себя гораздо умнее отцов Церкви. Вот и очередное подтверждение:
"...понятие о consensus patrum - вещь эфемерная, чтобы не сказать - фиктивная. Точно так же в Православной Церкви (в отличие от РКЦ), по сути, нет развернутого официально принятого догматического учения. Таковым могут считаться лишь краткие формулировки, принятые на Вселенских Соборах" (
http://danuvius.livejournal.com/249394.html).
Откуда это уважаемый А. Г. Дунаев взял? Ему неизвестно, пользуясь каким методом отцы Соборов приходили к "кратким формулировкам"? Пусть перечтет деяния Соборов, чтобы увидеть, как проходила работа, по какому принципу исследовалось, является ли та или иная мысль, выраженная той или иной "формулировкой" еретической или православной. Тогда он увидит, что сообразность учению Церкви понималась как сообразность учению святых отцов, чьи слова обильно цитировались на соборах, а не одним лишь "кратким формулировкам".
Метод отцов очень внятно сформулировал свт. Кирилл:
«...самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями» (Свт. Кирилл Александрийский. 2-е Послание с Несторию. // Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 145).
"Метод патрологов", получается, сформулировал А. Г. Дунаев.
Такое ощущение, что нам скоро прямо придется выбирать, кому верить и за кем следовать: за отцами, или за патрологами :)
Ну, и по деталям. Очень хотелось бы увидеть цитату из ранних отцов Церкви, где отрицалось бы бессмертие души.