Эксплицитно противопоставления сущности и формы у св. отцов я не вижу. Более того, в "Диалектике" ИД и у Анастасия Синаита они прямо отождествляются. Однако форма (морфе) Дамаскиным в богословском (в логическом сколько угодно) контексте практически не используется. За исключением указанной евангельской цитаты. И я не уверен, что за этим словоупотреблением стоит указанный вами смысл. Мне представляется, что он просто употребляет "морфе" как синоним сущности. С Анастасием Синаитом еще проще, поскольку он явно использует термин "морфе" как синоним сущности в богословском контексте и помимо указанной евангельской цитаты.
Дополнительные вопросы: 1. Считаете ли вы, что логос, который "до", может быть "общим"? Как к нему вообще могут применяться логические характеристики? 2. Структурная "морфе" отличается от индивидуальной формы? Или между ними вообще нет разницы? Мы ведь не имеем право отвлекать ее от единичности - тогда это будет логическая форма.
1. Ну, поскольку все тварные ипостаси сотворены в соответствии с логосом, то в этом смысле он общий для них. 2. Она, конечно, существует с ипостасными особенностями.
В греч. тексте стоит, кстати, μορφή. А последовательность там иная, еще более внятная. Там дается определение природы, а не формы, то есть что природа это форма.
в Защитительных словах Святого не менее рельефно, по-моему (это догматически понятно - образ -изОБРАЖЕНе, ипостась описуема по человеческой природе), как в латинском тексте Фил: 6-7 где "зрак раба" прямо forma servi
Да это его обычный треп, я помню: "Отражение в зеркале-вот аналогия, которая лучше всего поможет нам представить, что такое характир. Характир относится к реальной плоти (Христа или святых) так же, как геометрический треугольник-к физическому треугольнику из картона или металла. Аналогично и отражение в зеркале относится к отражаемому. Характир сам по себе нематериален, но он тоже является вместилищем божественных энергий (см. цитату из Слова I, 19 в разделе 2.2.1)". Отражение, оказывается, нематериально...
Однако форма (морфе) Дамаскиным в богословском (в логическом сколько угодно) контексте практически не используется. За исключением указанной евангельской цитаты. И я не уверен, что за этим словоупотреблением стоит указанный вами смысл. Мне представляется, что он просто употребляет "морфе" как синоним сущности.
С Анастасием Синаитом еще проще, поскольку он явно использует термин "морфе" как синоним сущности в богословском контексте и помимо указанной евангельской цитаты.
Reply
Я тоже. Да и имплицитно не вижу.
Reply
Reply
Reply
1. Считаете ли вы, что логос, который "до", может быть "общим"? Как к нему вообще могут применяться логические характеристики?
2. Структурная "морфе" отличается от индивидуальной формы? Или между ними вообще нет разницы? Мы ведь не имеем право отвлекать ее от единичности - тогда это будет логическая форма.
Reply
2. Она, конечно, существует с ипостасными особенностями.
Reply
http://agios.org.ua/wiki/index.php/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD._%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD
Reply
Reply
Reply
http://axioma.spb.ru/z_byz_phil/ch_3_3_2.htm
естественно, характир нематериален
PS
В самом начале Слова на Преображение также есть цитата из Фил: 6-7
Reply
"Отражение в зеркале-вот аналогия, которая лучше всего поможет нам представить, что такое характир. Характир относится к реальной плоти (Христа или святых) так же, как геометрический треугольник-к физическому треугольнику из картона или металла. Аналогично и отражение в зеркале относится к отражаемому. Характир сам по себе нематериален, но он тоже является вместилищем божественных энергий (см. цитату из Слова I, 19 в разделе 2.2.1)". Отражение, оказывается, нематериально...
Reply
Это единственное, с чем Вы в этой цитате не согласны?
Reply
Reply
Reply
Reply
А из какого же он тогда материала?
Reply
Leave a comment