Feb 24, 2009 16:14
Кипра БОРАЧЕВА
Материал прочитан на Научной конференции, посвященной 50-летию Института
искусствознания Болгарской академии наук в ноябре 1998 г.
ВЛАДИМИРУ ВЬIСОЦКОМУ
La Bellezza и ХХ век. Судьба эстетической категории
В одной из своих поэм под гитару Владимир Высоцкий передает состояние полного опустошения словами: “И сердце с трезвой головой НЕ на ножах”. Вечное
противостояние духовного и материального в двуединой природе человека
является одним из основных двигателей его жизни. В разных этапах
исторического пути изобразительного искусства, которые одновременно
являются и этами в развитии человеческой цивилизации, выступает то духовное, то материальное начало, но всегда оба они присуствуют.
Во времена античности - эпохи расцвета рабовладельческого строя, когда
человек-раб был третирован хуже животного, идеал красоты - это гармонично
развитое и идеально прекрасное человеческое тело. С появлением христианской
религии - новый момент в духовном развитии человечества, очень популярной в
византийской средневековой эстетике становится категория возвышенного. Что
такое представляет возвышенное? Псевдо Дионисий считает эту категорию
выражением величия человеческой души, иными словами выражением красоты
человеческой души. Отсюда и глубокий психологизм византийского искусства.
Учение Христа, его основные идеи: равноправие между людьми, равноправие между народами - он объявляет себя противником богоизбранности своего собственного народа, толерантность к грехам других, прощение врагов и самое важное - все люди, мужчины и женщин, евреи и неевреи, должны любить друг друга, любить Господа Бога всем своим сердцем, эти Его идеи являются выражением нового духовного рубежа в конце рабовладельческого строя и в начале новой, феодальной, общественной формации, обявившей христианство своей религией. Разумеется, до воплощения этих принципов в жизнь и мы еще не дошли. Но зато они действуют очень сильно в виртуальном мире искусства Средневековья. В отличие от главенствующей роли человеческого тела в античном искусстве, первостепенное значение в средневековном искусстве отдается голове, лику, точнее глазам как место концентрации духовной энергии, в то врема как тело теряет свою материальность.
В центре эстетики Ренессанса вновь становится учение о красоте. Ренессанс
совпадает с началом новой капиталистической общественной формации с
характерным для нее прогрессом в материальной сфере - развитие рынка, бурное
развитие науки. Художники возвращаются к античному представлению о
прекрасном как гармоничная пропорциональность. Идеал красоты это молодая
красивая женщина: “Красивая женщина есть самый прекрасный объект каким
только возможно любоваться, красота - величайшее благо, которое Господь
только даровал человеческому роду” /Фиренцуола/. Сикстинская Мадонна
самое яркое воплощение возрожденского идеала прекрасного женского образа.
С другой стороны, трагическая жертвенность Мадоны Рафаэля подводит нас к
другой эстетической категории, к категории трагического в искусстве
Позднего Возрождения, когда интерес к психологии человека, представляющей борьбу духовного и материального, раскрывает драматическую коллизию духа и тела, чувства и разума. Одно из самых трагических произведений искусства - Пьета Ронданини Микеланджело отрицает всего того, перед которым прекланялись художники Ренессанса и прежде всего прекрасного обнаженного тела, являющегося проявлением сверхчеловеческой мощи и энергии. Микеланджело отказывается от главнаго кумира Ренессанса - от веры в безграничную творческую силу человека, с помощью искусства ставшего равным Богу.
Именно в ХVІ веке, когда человек осознает как далеко ему до Бога, т.е. до духовного совершенства, именно тогда в судьбе эстетической категории прекрасного наступает кардинальная перемена. Впервые появляется второй идеал красоты, впервые в одну и ту же эпоху сосуществуют два идеала красоты - один, относящийся к эстетике маньеризма, подготовивший более поздние эстетические и художественные концепции барокко, а другой - к старой эстетике классицизма. Согласно некоторым философам эстетика барокко игнорирует понятие прекрасного, а вместо гармонии выдвигает понятие дисгармонии и диссонансов. А может быть все зависит от точки зрения? Для одних прекрасна гармония, для других - дисгармония. Для Рубенса прекрасно чувство, для Пуссена прекрасен разум. И как странно, что чувственное барокко скорее всего является художественным стилем религиозного искусства - возникает как искусство Реформации, в то время как рациональный классицизм скорее является светским искусством. И дальше начинается множение стилей, каждый из которых со своим представлением о прекрасном, со своим идеалом красоты : в ХVІІ веке - барокко и классицизм, в ХVІІІ веке - рококо, классицизм; в ХІХ веке - реализм, романтизм, академический классицизм, импрессионизм; в ХХ веке - реализм /социалистический и т.д./, экспрессионизм, кубизм, фовизм, абстракционизм, в котором человеческая фигура полностью исчезает и еще много, много других “измов”. Для всех них понятие прекрасного имеет разное содержание. Для некоторых LA BELLEZZA продолжает быть гармония чисел, воплащенная в прекрасном человеческом теле, т.е. для них она присуствует только в заклейменных в наше время академиях. Для других деструкция человеческой фигуры кубизмом и совершенное ее отсуствие в абстрактном искусстве объясняется профетической способностью искусства, передавшего великий смут в душе человека на пороге страшного ХХ века. И не случайно первый абстракционист, Василий Кандинский, сын русской земли - страдалицы столетия. Очевидная дегуманизация искусства, как мне кажется, является следствием животного страха перед апокалипсисом ядерной катастрофы. И не случайно наш современник вновь и вновь обращается к произведениям старых мастеров, в которых красивое человеческое тело, красивые человеческие отношения продолжают оставаться непревзайденным образцом прекрасного. Очевидно, содержание этой эстетической категории мало чем изменилось для человека на земле. Bellezza è sempre La Bellеzza!
Резюме, которое во многом повторяет доклад, но и во многом от него отличается
Одна из поэм под гитару Владимира Высоцкого побудила меня задуматься о судьбе эстетической категории прекрасного. Отдельные периоды ее развития отвечают разным этапам эволюции человеческой цивилизации. Другое совпадение, на которое с удивлением наткнулась, это контраст в эпоху античности, когда
идеал красоты было гармонично развитое и идеально прекрасное человеческое
тело, а в то же самое время человек-раб был поставлен ниже животного.
Моделью для великих произведений античности мог быть гармонично развитый,
идеально прекрасный человек-раб, и одновременно к нему могли относиться
как к неудушевленному предмету, если не хуже. В эпоху Средневековья, когда
феодальное обществе объявляет христианство своей религией идеалом красоты
становится красота человеческой души, что нашло отражение и в искусстве
Востока Европы, и в искусстве ее Запада /готика/. Ренессанс совпадает с началом
следующей общественной формации капитализма с типичным для нее прогрессом в материальной сфере - бурное развитие рынка и науки И опять идеалом красоты
становится прекрасное человеческое тело, в этот раз прекрасное тело красивой молодой женщины, являющейся носительницей жизни - символом рождения
разумной жизни на Земле.
В своих поздних скульптурах Микеланджело отказывается от главного идола
Ренессанса - от веры в безграничную творческую мощь человека, который с
помощью искусства становится равным Богу. Поздние произведения
Микеланджело отмечают собой тот исторический момент, когда человек осознает насколько он далек от Бога, т.е. от духовного совершенства. Именно тогда в судьбе эстетической категории прекрасного происходит кардинальная перемена. Впервые появляется второй идеал красоты, впервые в одно и то же время сосуществуют два идеала красоты - один, относящийся к эстетике маньеризма, подготовивший более поздние эстетические и художественные концепции барокко, а другой - к эстетике старого доброго классицизма.
И дальше начинается множение стилей, каждый из которых со своим собственным
представлением о прекрасном: в ХVІІ веке - барокко и классицизм, в ХVІІІ веке - рококо и классицизм; в ХІХ веке - романтизм, реализм, академический классицизм, импрессионизм; в ХХ веке - реализм /социалистический, .../, экспрессионизм, фовизм, кубизм, абстракционизм и многие другие “измы”. Для всех них понятие прекрасного имеет разное содержание. Деструкция человеческой фигуры кубизмом и полное ее отсуствие в абстрактном искусстве, как мне кажется, объясняется пророческой способностью искусства, выразившего великое смятение в душе человека на пороге страшного ХХ века. И то, что наш современник снова и снова обращается к творениям старых мастеров, объясняется не только тем, что изображенные в них красивые люди, красивые человеческие отношения остаются и до наших дней непревзойденными образцами, но и тем, что современный человек дает себе отчет, он осознает - несмотря на вечную борьбу между духовным и материальным, эти две начала человеческой природы остаются неделимыми /indivis/.
P.S. Кстати, появление двух идеалов красоты в изобразительном искусстве в конце Возрождения совпадает с переходом от традиционного общества к техногенному, а переход от техногенного общество к нашему, современному отмечен возникновением абстрактного искусства, в котором полностью исчезает человеческая фигура.
В конце Возрождения, в ХVІ в. в музыкальном искусстве появляется полифония, т.е. тоже два музыкальных идеала кросоты.
„P.S.” добавлено в декабре 2004 г.