Инженеры до Революции. С. П. Тимошенко.

May 14, 2012 09:59

Копаясь в интернетах по поводу Boiler & Pressure Vessel Code американского общества инженеров-механиков я наткнулся на интересную информацию об основоположнике механики сплошных сред Степане Прокофьевиче Тимошенко.
Для начала - немного биографических сведений.


Выдающийся ученый-механик XX-го века Степан Прокофьевич Тимошенко работал в Петербургском политехническом институте большей частью по совместительству с перерывами на длительные командировки и путешествия за границу, не занимая каких-либо административных должностей. Тем не менее, первая научная работа С.П.Тимошенко “О явлениях резонанса в валах” (1905г.) была опубликована именно в “Известиях Петербургского Политехнического института”, а в своих воспоминаниях ученый отмечал, что ни в одном из вузов России, Европы и Северной Америки, в которых ему довелось бывать и работать, он не находил такого высокого уровня преподавания, как в Петербургском Политехническом институте в первые годы его существования.

Степан Прокофьевич Тимошенко родился в 1878г. в селе Шпотовка Черниговской губернии на Украине в семье землемера. В 1896 г. окончил реальное училище в Ромнах и в 1901г. Институт Инженеров Путей Сообщения в Петербурге, после которого в течение года служил в саперном батальоне. С 1903 г. С.П.Тимошенко - старший лаборант по кафедре прикладной механики и преподаватель статики сооружений в Петербургском Политехническом Институте. В 1904г. С.П.Тимошенко совершает путешествие в Европу с целью ознакомления с достижениями Немецкой технической школы и методами преподавания в Европейских вузах.

Книги Лорда Релея, в частности “Теория Звука”, оказали большое влияние на деятельность С.П.Тимошенко. Он стал заниматься расчетом частот собственных колебаний сложных конструкций и предложил простые приближенные методы решения задач данного класса. В связи с катастрофой Квебекского моста в Канаде он стал работать над теорией устойчивости сложных балок и также нашел более простые методы решения таких задач.

С 1907 г. С.П.Тимошенко по рекомендации В. Л. Кирпичева был приглашен в Киевский политехнический институт, где защитил диссертацию на звание адъюнкта, с 1908г. стал профессором по кафедре сопротивления материалов, с 1909г. деканом инженерно-строительного отделения. В 1907-1908 годах С.П.Тимошенко разработал и прочел курс сопротивления материалов, позже изданный в печатном виде и ставший классическим учебником по этой дисциплине, как и другой его учебник по теории упругости.

В 1911 г. в связи со студенческими волнениями С.П.Тимошенко уволили из Киевского политехнического института. Он вернулся в Петербург, где занял сразу две кафедры - в Электротехническом и путейском институтах, работая по совместительству и в политехническом институте в качестве преподавателя прикладной и теоретической механики, теории упругости и строительной механики. В 1912г. С.П.Тимошенко находится в командировке в Великобритании. В 1915г. С.П.Тимошенко избран профессором в Петербургском политехническом институте.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htm
В период с 1912 по 1917 годы работал в Петрограде. Был консультантом при постройке судов русского военного флота.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_Прокофьевич
В 1917 г. С.П.Тимошенко был командирован в Киев, где принял участие в организации Украинской Академии наук и в 1918 г. стал одним из первых ее академиков.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htm
После Октябрьской революции в декабре 1917 Тимошенко переезжает в Киев. После занятия Киева белой Добровольческой армией выезжает в Ростов, откуда через Новороссийск, Феодосию, Ялту, Севастополь и Константинополь попадает в Югославию. Здесь он получает должность профессора политекникума в Загребе. Узнав, что 15 мая 1920 года польская армия заняла Киев, Тимошенко отправляется туда к своей семье и вместе с семьёй возвращается в Загреб.
В 1922 году переехал в США, получив приглашение от своего бывшего студента инженера Акимова. В 1923-1927 работал в исследовательско отделе компании «Вестингауз», где в то время уже работали русские инженеры Зворыкин и Муромцев.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_Прокофьевич
В 1920г. С.П.Тимошенко эмигрировал в Югославию, где занял кафедру сопротивления материалов в Загребском политехническом институте. В 1922г. С.П.Тимошенко переезжает в США, где работает инженером в компании “Вестингауз”, затем становится профессором в университете Мичигана.

Лекции Степана Прокофьевича Тимошенко по прикладной механике в Университете Мичигана привлекали большое количество студентов и молодых преподавателей. К нему приезжали такие светила из Европы, как Прандтль и Вестергард. В течение этого периода своей жизни он издал ряд книг по сопротивлению материалов, теории упругости и теории устойчивости.

В 1936 он перешел в Стенфордский Университет, где опубликовал учебники по технической механике, теории пластин и оболочек, динамике. Огромную популярность приобрела его книга по истории сопротивления материалов, которую он проследил от Галилея и Леонардо да Винчи до последних разработок.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htm
С 1927 года профессор на кафедре механики Мичиганского университета, с 1936 года профессор Стэнфордского университета.

В 1958 году побывал в СССР, где посетил Политехнический институт в Ленинграде, Институт механики в Киеве, Московское техническое училище им. Баумана, Московский государственный университет.

В 1964 году переехал в ФРГ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_Прокофьевич
С 1964г. С.П.Тимошенко жил в ФРГ, где и скончался в 1972 году.

Степан Прокофьевич Тимошенко был известен как преподаватель, автор многочисленных учебников и научных работ, исследователь и научный консультант. С.П.Тимошенко считается основоположником школы технической механики в США.

С.П.Тимошенко разработал теорию изгиба стержней и пластин с учетом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике широко употребляются понятия “плита Тимошенко”, “элемент Тимошенко”), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).

Он был избран членом Национальной Академии Наук США, Королевского Научного Общества Великобритании, являлся членом Академии Наук СССР (с 1918г.- членом-корреспондентом, с 1968г. - иностранным членом), получил почетные докторские степени в различных университетах. Его именем названы лаборатория в Стенфордском университете и медаль Американского общества инженеров-механиков.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htm


Труды
Является автором множества трудов в области механики сплошных сред и сопротивления материалов. Разработал теорию устойчивости упругих систем, развил вариационные принципы теории упругости и применил их в решении различных инженерных задач. Произвёл расчёт отдельных конструкций (висячих мостов, рельсов, валов, осей, зубчатых колёс и др.). С. П. Тимошенко разработал теорию изгиба стержней и пластин с учетом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике широко употребляются понятия «плита Тимошенко», «балка Тимошенко»), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).

Оказал влияние на инженерное образование, создал классические учебные пособия «Курс сопротивления материалов» (1911) и «Курс теории упругости» (т. 1-2, 1914-16).

Член многих академий мира. Иностранный член АН СССР (с 1928). Множество работ Тимошенко актуальны и используются сегодня, написанные им учебники переведены на многие иностранные языки.
В 1957 году Американское общество инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers (ASME)) установило почетную награду - медаль имени Степана Тимошенко. Установление Медали Тимошенко - знак признания его заслуг как ученого и как учителя, его мирового авторитета в своей области. Медаль вручается ежегодно за выдающиеся достижения в области прикладной механики. Первая медаль была присуждена в 1957 году самому Степану Прокофьевичу Тимошенко. Медаль Тимошенко 2005 года вручена Григорию Исааковичу Баренблатту, российскому математику, работающему в Университете Калифорнии, Беркли (США).
В 1998 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Тимошенко.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_Прокофьевич

И - некоторые выдержки из его "Воспоминаний".

Вот, какие кадры мы потеряли в результате революции.

"Инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке",

- утверждал С. Тимошенко
в своей книге "As I Remember"

"Мои работы были оценены на Западе, только с большим опозданием, когда я уже покинул Россию". /с.126/

"Меня поразили металлические конструкции (американских железных, - В. Чепарухин) дорог. Внешний вид их был безобразен. Конструкции поражали своей технической безграмотностью и были, по моему мнению

опасны для движения.
При прохождении поездов и особенно при их
торможении на станциях раскачивания этих конструкций достигали совершенно недопустимых пределов. О безграмотности американских инженеров я уже раньше составил себе некоторое представление, изучая провалившийся мост в Квебеке. Но все же не предполагал, что надземная железная дорога Нью-Йорка построена настолько безграмотно". /с.228/

"Теперь, через сорок лет, обдумывая причину наших (США, - В. Ч.) достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давали нам громадное преимущество перед американцами, особенно при решении новых не шаблонных задач". /с.224/

"Невольно сравнивали мы условия для докторантских экзаменов в Америке с русскими экзаменами и удивлялись низкому уровню американских. Позже, когда я ближе познакомился с американским образованием, я понял, что все начинается со школы. Оканчивающий среднюю школу американец знает по математике не больше того, что преподается в первых четырех классах русских реальных училищ". /с.247-248/

"Я получил полную картину положения преподавания сопротивления материалов в Америке. Программы были определенно значительно ниже наших русских требований. Удивлял полный отрыв теории сопротивления материалов от экспериментальных исследований. Большинство моих студентов никаких работ по механическим испытаниям материалов с измерением их упругих свойств никогда не делали. Более новые методы вычисления прогибов балок и исследования изгиба в случаях статически неопределимых совершенно не преподавались. По-видимому, студентов не учили получать решения задач сначала в алгебраической форме и затем производить арифметические вычисления с заданной точностью. /с.253/

При такой слабой подготовке не могло быть и речи о каком-либо курсе повышенного типа. Я прочитал им курс обычный для русских студентов второго курса". /с.254/

"…бесцеремонное обращение с чужой литературной собственностью указывало, на каком низком уровне стояло дело преподавания инженерных наук. Это была не Россия, не Петербургский Политехнический Институт!". /с.282/

"Война ясно доказала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования и в деле организации исследовательских институтов, приспособленных для экспериментального решения различного рода технических задач. Правительство поняло это и решило действовать энергично. Были ассигнованы средства для расширения исследовательской деятельности и для подготовки докторов в области инженерных наук". /с.355-356/

"Мои ученики по школе приобретали с годами все больше влияния на преподавание механики в Америке. Они пользовались моими книгами и применяли мои методы обучения". /с.379/

"Конечно, для большинства американцев было новостью узнать, что инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке, и что роль русских инженеров в развитии инженерных наук весьма существенна". /с.414-415/

"Здесь я пользовался задачником, составленным преподавателями И. В. Мещерского и, особенно, чудесной книгой В. Л. Кирпичева "Беседы по Механике". Одним словом, я следовал русским методам преподавания механики и в американские учебники не заглядывал. Лекции имели успех (и записки, составленные моим учеником Юнгом)". /с.313/

Перевод с английского

Из письма С. П. Тимошенко Е. А. Вечорину:

"…Я больше никогда в моей жизни не имел таких благоприятных условий для научной работы (как в СПб Политехническом институте, - В. Ч.). Мне пришлось посетить впоследствии немало инженерных школ в Европе и в Америке, но я не встречал школы, где постановка преподавания была бы на такой высоте, как в нашем институте (СПб Политехническом, - В. Ч.) в первые годы его существования".

http://www.300.years.spb.ru/3_spb_3.html?id=82

Как тут не вспомнить замечательный разбор Михаилом Наконечным фальшивок сталиниста Игоря Пыхалова о дореволюционных российских инженерах.
1. Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова.часть I
2. Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова. часть II.
3. Фальсификация истории поздней Империи или 1900 инженеров Игоря Пыхалова, часть I
4. Фальсификация истории поздней Империи или 1900 инженеров Игоря Пыхалова, часть II

история техники, дореволюционная Россия

Previous post Next post
Up