По поводу идеи американского мыслителя геополитики Яна Бреммера о перспективах "постглобального мира" с
Большой Цифрой в роли Сверхдержавы.
Оно не взлетит. И вот почему.
А я посмотрю на это с другой стороны. С позиций Откровения.
Государство - это Божественное установление. Его основа - установление Божие после Потопа о том, что кровь человека-убийцы будет пролита рукой человека. (До Потопа люди жили не государствами, а, судя по всему, родами.) То есть главная функция государства - это не соцобеспечение. Это суд. Разумеется, справедливый.
И даже война с этой позиции рассматривается как суд, а солдаты как судебные исполнители.
Едем дальше в наших рассуждениях.
В основе сверхдержавы всегда лежит то или иное государство. Властвующее над конкретными людьми. Люди живут на земле, и значит государство должно владеть и территорией.
И значит, Цифра не может стать сверхдержавой, если не возьмёт на себя функции государства. Суда.
Но тогда она обязана принять на себя попечение о конкретных людях на конкретной территории. И тогда она встанет в ряд с прочими государствами. Ну по типу торговых республик.
И вступят в действие законы геополитики. А ключевое преимущество Цифры - трансграничность - исчезнет. И встанет вопрос: а сколько у Цифры дивизий?
Вывод. Цифра не сможет стать сверхдержавой без принятия на себя функции государства. А это неизбежно лишит Цифру её свойства трансграничность и повлечёт нормальную конкуренцию с иными государствами. Где претензии на сверхдержавность потребуется подкреплять нормальными государственными аргументами: Ultima ratio numerus.
Что кстати не отменяет возможности появления Торгово-Цифровых Республик, по аналогии с Венецианской, Генуэзской и т.п. И даже имеющих большую значимость.
Собственно, для Большой Цифры, как и для прочих технофеодалов, есть только два пути: быть внутри государства, постоянно борясь с ним за властные привилегии, или самим стать государством, взяв под крыло какую-то территорию с каким-то населением.
Территорию не слишком благополучную, с исстрадавшимся населением, но при этом сохранившую какую-то индустрию и какие-то кадры.
И это, пожалуй, интересная перспектива для каких-то территорий бывшего Евросоюза лет через десять.
Что есть технофеодализм см. здесь: