Poniatoff Excellence: Впереди нас был только Бог! Часть 2.

Oct 01, 2015 01:03

Продолжаем историю упущенных в силу революции приоритетах.
На этот раз в области видеозаписи.
Первая часть тут: Часть 1

Видеореволюция. В 1951 году 59-летний Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург, Вейтер Селстед и Мирон Столяров решили использовать в видеомагнитофоне поперечно-строчную запись вращающимися головками. Только такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне.

Следует заметить, что серьезные успехи AMPEXв технике профессиональной магнитной звукозаписи инициировали исследования других фирм в области продольной магнитной видеозаписи, например, на RCA. Видеомагнитофон с многодорожечной записью разрабатывал Муллин на предприятии Кросби и в 1951 году продемонстрировал экспериментальный аппарат с 12 магнитными головками и скоростью ленты 2,5 м/с. Но все разработки продольной видеозаписи требовали чрезмерного расхода магнитной ленты.

Потребовались 5 лет напряженной работы, прежде чем 14 апреля 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго было впервые продемонстрировано новое творение фирмы Понятова - видеомагнитофон AMPEXVRX-1000. Эту дату можно считать ключевой в развитии видеотехники.





Команда разработчиков VRX-1000 - лауреаты премии Emmy(слева направо):
Андерсон (CharlesAnderson), Хендерсон (ShelbyHenderson), Макси (AlexMaxey), Долби (RayDolby), Пфост, (FredPfost) и Гинзбург (CharlesGinsburg)



Видеомагнитофоны произвели настоящую технологическую революцию на телецентрах. Уже 30 ноября 1956 года CBS впервые использовала его для отсроченного выпуска в эфир программы новостей популярного ведущего Дугласа Эдвардса из Нью-Йорка, до того повторяющейся “в живую” из студий Голливуда несколько часов спустя. За ней последовали NBCи АВС, и вскоре фирмаAMPEXбыла признана ведущим производителем видеомагнитофонной техники. Стали стремительно нарастать заказы от телестудий, и последующие годы прошли под знаком внедрения магнитной видеозаписи по системе AMPEX в мировую практику телевещания.На протяжении многих лет в аппаратных телестудий всего мира висели фотографии Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли "ампексованием".

В 1958 году американское космическое агентство NASA стало использовать видеомагнитофоны AMPEX для обслуживания космических полетов.

В 1959 году на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-100. Интересно, что американский инженер-стендист фирмы AMPEX, неоднократно отвечая на вопросы, показывал толстое описание видеомагнитофона, открытое на нужной электронной схеме, и говорил при этом: «Пожалуйста, можете сфотографировать».

На этой выставке Н.С. Хрущеву подарили видеокассету AMPEX с записью его встречи с Р.М. Никсоном, в то время вице-президентом США. Запись направили во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне ВНИИТР), но там воспроизвести ее не смогли - не на чем было!



Кадр из видеозаписи AMPEX встречи Н.С. Хрущева и Р.М. Никсона на американской выставке в Сокольниках (1959)

В результате вскоре вышло постановление Совмина СССР о начале разработки вещательных видеомагнитофонов в России. С тех пор научные работы в области видеозаписи пошли ускоренными темпами в Москве и Ленинграде.

Во ВНАИЗ разработки видеомагнитофонов начались под руководством В.И. Пархоменко. Вскоре после выставки от AMPEXпоступила посылка с фотокопией технического описания видеомагнитофона, что позволило максимально точно скопировать формат записи 2-дюймовой "ленте и воспользоваться импортными магнитными лентами. 20 февраля 1960 года состоялась передача по центральному телевидению из помещений ВНАИЗ экспериментальной программы в записи на ленте. Вскоре был организовано серийное производство видеомагнитофонов "Кадр-1" в Новосибирске.

В 1961 году фирмой AMPEXв портативном видеомагнитофоне VR-1500 был реализован способ наклонно-строчной видеозаписи, который в дальнейшем был использован в бытовых видеомагнитофонов, а в 1967 году - видеомагнитофон AMPEXVR-1500 для видеожурналистики.





AMPEX VR-1500

AMPEX VR-3000 (1967)

В 1963 году был разработан видеомагнитофон AMPEXс монтажными функциями, возможностью покадрового просмотра и введения при редактировании анимационных эффектов. Далее, пройдя этап освоения видеозаписи цветных изображений (1964), фирмой AMPEXв 1967 году был выпущен аппарат HS-100 для замедленного воспроизведения телевизионных видеозаписей. Их носитель представлял собой 15-дюймовый алюминиевый диск толщиной 3/8 дюйма, вращающийся с частотой телевизионных полей NTSC (60 Гц), с никель-кобальтовым магнитным покрытием и тонким защитным слоем из родия. Диска хватало на 30 секунд записи. Так как на каждой его концентрической дорожке записывалось одно поле телевизионного сигнала, воспроизведение в режимах стоп-кадра и замедления достигалось путем постоянного или кратного проигрывания одной и той же дорожки. Появление этой функции совершило революцию в телевещании спортивных соревнований, и вскоре она стала широко использоваться при создании видеоклипов и рекламы.





Аппарат AMPEXHS-100 для видеозаписи на диск

Дисковый носитель записи для AMPEXHS-100

В короткой статье невозможно остановиться на множестве инновационных разработках звуко- и видеотехники AMPEX, так как их список занимает несколько страниц. Отмечу лишь, что в 1978 году она разработала систему видеографики, а через три года овладела цифровыми спецэффектами. Сегодня эта фирма называется AMPEXDataSystems.
Из воспоминаний В.Г. Маковеева. «...В мае 1974 года Понятов сказал, что если бы он и его коллеги заранее представляли себе все трудности, которые предстояло преодолеть при создании видеомагнитофона, то никогда не взялись бы за эту работу! Ведь сам видеомагнитофон - это лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества “кирпичей”. Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700°С). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике - использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!»

Горжусь тем, что 10 лет назад я первым в стране рассказал в печати о заслугах А.М. Понятова, а в 1993 году помог М.А. Таратуте сделать телепередачу о Понятове в его знаменитом цикле «Америка с Михаилом Таратутой.
Встретиться с Понятовым мне удалось только один раз - в мае 1974 года, когда первая делегация Гостелерадио СССР посетила Редвуд-Сити. Нам сказали, что Понятов в делах фирмы не участвует (ему тогда было уже 82 года), но на фирме очень чтят своего основателя, для него сохранен рабочий кабинет, и мы с ним обязательно встретимся. Мы увидели, как высокий худощавый старик подъехал на автомобиле к персональной стоянке (крупными белыми буквами на асфальте было написано Poniatoff), пересел в поданное ему электрическое кресло-коляску (у него были парализованы ноги) и по коридору направился в свой кабинет. После официальных приветствий он сказал, что выписывает газету «Известия» и старается следить за событиями в России. Мы коротко рассказали ему о развитии телевидения на его родине и о наших работах по видеозаписи, подчеркнув, что считаем себя его последователями. Мы попросили его рассказать молодым российским инженерам, как он добился успеха. Понятов оживился и сказал, что у него есть несколько собственных правил, которые могут быть интересны другим: «нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50%.»





Встреча В.Г. Маковеева с А.М. Понятовым в офисе фирмы Ampex (Редвуд-Сити)



Письмо А.М. Понятова авторам книги
«Техника магнитной видеозаписи»

Владимир Григорьевич Маковеев, 1938 г. р., в 1960 закончил МЭИС. Кандидат технических наук, доцент, Заслуженный работник связи РФ, опубликовал более 300 научных работ, в том числе 11 книг, автор 4 изобретений. С 1970 по 1978 год он возглавлял ВНИИТР, а с 1991 года работал на должностях зампредов Гостелерадио СССР, РГТРК «Останкино» и первого заместителя Руководителя



Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. В настоящее время Маковеев является вице-президентом Ассоциации кабельного телевидения России и преподает в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания.

Признание. Заслуги А. М. Понятова отмечены многими наградами, в том числе медалями Американской ассоциации электроники AEA, Национальной ассоциации производителей NAMи почетным членством Общества звукоинженеров AES.А. М. Понятов был действительным членом Института инженеров электротехники и электроники (IEEE) США. Отмечая его выдающийся вклад в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения в 1982 году учредило «Золотую медаль им. Понятова», присуждаемую ежегодно за заслуги в области магнитной записи электрических сигналов.

12 разработок Ampexотмечены премиями Emmy® Awards, присуждаемыми американской Академии телевизионного искусства и науки (AcademyofTelevisionArtsandSciences) и 4 признаны лучшими в категории MonitorAwardsМеждународного общества телевизионной продукции (InternationalTeleproductionSociety). В Стенфордском университете открыт музей магнитной записи (Ampex Museum of Magnetic Recording) с множеством экспонатов, в том числе с поныне действующим магнитофоном AmpexModel 200.

Эпилог. В 1970 году А. М. Понятов ушел в отставку, оставаясь почетным председателем правления компании. Русская диаспора на севере Калифорнии до сих пор чтит его почти как святого, так как он дал работу тысячам русских эмигрантов. Будучи в последние годы не очень активным в управлении Ampex, он посещал свой офис в RedWood-City(Калифорния) и участвовал в нескольких фондах, поддерживающих исследования по здравоохранению и профилактической медицине.



«Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Матвеевич в конце жизни - но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но…это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю...».

…У входа в филиалы Ampex по всему миру высаживались по две березки. Рассказывают, что в Африке, где березки не растут, их по указанию Понятова накрывали стеклянными колпаками с микроклиматом...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Маковеев В.Г. Александр Понятов - создатель видеомагнитофона. - М.: «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» №1. 2002.

2. Афанасьев А.В., Первый видик придумал русский. - М.: «Russiandigital», август-сентябрь, 2002.

3. Самохин В.П., Александр Понятов и его АМПЕКС. - М.: «Звукорежиссер» №4, 2008.

4. Лишин Л.Г., К 50-летней годовщине видеозаписи в России.- М.: «625» №8, 2008.

5. Лейтес Л.С., Вклад Александра Понятова в создание первых профессиональных видеомагнитофонов и форматов видеозаписи. - М.: «625» №1, 2009.
6. Лишин Л.Г. Начало видеозаписи в СССР.- М.: «MediaVision», апрель, 2010.

история техники

Previous post Next post
Up