Brutalica «Badyuk Tanto» Limited №28/400. Часть 1 - общее знакомство, впечатления, внешний вид

Feb 06, 2020 23:00





Любой диванный обзор ножа, как правило состоит из пересказывания ТТХ и монолога капитана-очевидность, рассказывающего вещи, которые и так понятны всем кто разбирается и не говорящие ничего тем, кто не в теме, и заканчивается как правило кратким описанием натужных попыток применения ножа на практике. Сегодня будет не так. Сегодня я буду говорить вначале об ощущениях от восприятия ножа и только потом о самом ноже. Кому много букв читать лень, тот олень.

Бруталика «Бадюк Танто»

Нож, который анонсировался давно и давно обсуждался, ещё до своего выхода  разделил ножеманов на тех, кому нож понравился, и тех кто старался всяческим способом везде, где только можно, озвучить своё негативное отношение, ссылаясь на не относящиеся к ножу скандалы, интриги, расследования. Но можно смело констатировать - нож вышел приметным, не оставляющий равнодушным, дерзким и тех, кто высказывается в положительном ключе всё таки намного больше.

Но нож и вправду не однозначный. Мне, это детище Алексея Пономарёва понравилось, даже не смотря на то, что во многих аспектах у меня часто диаметрально противоположное мнение, от того, которое Алексей озвучивает в своих медиа-каналах. Так и здесь, я не соглашусь почти ни с одним из эпитетов, которыми Алексей награждает свой нож во время анонса продаж, но результат в итоге всё равно один - мне нож нравится! Нравится не вопреки, а именно за то, какой он получился и за это хочется сказать спасибо мастеру.



«Очень японский, очень строгий, всё линия к линии...». Нет, вот по каждому пункту нет. В моём личном понимании - это не Япония, а то, как в России представляют себе то, как американцы представляют себе японские мотивы. Вот именно так, это продукт очень многократного наслоения одних взглядов на другие, а не следования традициям. Это отношение выражения к взглядам на мир, через тех, кто так же выразил своё отношение и понимание мира к той культуре, частью которой он не является. Плохо это? Думаю, что нет, скорее иногда это даже очень хорошо, это позволяет разомкнуть круг «традиция-догма-канон» чем-то новым. По крайней мере пока это не переходит тонкую грань подмены понятий и замены самой культуры трендами. Именно этому ножу удалось пройти возле этой тонкой грани, близко, но не перейти её. Этому ножу удалось проявить в себе живые отблески и отголоски далёких и взаимоисключающих культур, а не надругаться над ними в грубой форме. Но грань близка.



Что касается строгости и лаконичности. Нож нарочито во всём и во всех штрихах дизайна асимметричен. В каждом элементе конструкции и отделки есть чёткая разнонаправленная динамика, не позволяющая провести линию визуального баланса. Каждый элемент подчёркнуто и даже немного цинично, по отношению к перфекционистам, начинается, заканчивается или располагается чуть-чуть не там, где этого казалось бы требует обострённое чувство диванного почитателя классических канонов симметрии. Но каждый маленький вызов логике в общем итоге складывается в систематику и создаёт единый ритм образа ножа. У этого ножа есть свой ритм. Вы его видите, вы его чувствуете, и этот ритм или сочетается с вашим или нет.



Грани ромбиков, имитирующих оплётку рукояти, акцентированно смотрят углами друг на друга на разной высоте, подобно меняющему направление шнуру в реальной оплётке. Оппозитные плавники, визуально имеющие чуть разный размер. Обух клинка, чуть выходящий за габарит накладок при сложенном ноже, но настолько мало, что как будто и не должен вовсе. Сужающаяся рукоять, заканчивающаяся резким скосом. Разные верхний и нижний углы больстера, перекликающегося визуально с образом хабаки, при настолько казалось бы линейной геометрии, что сухая логика хочет видеть их одинаковыми, но разум шепчет, что они должны отличаться сильнее. Излом, хоть и не большой, но заметный, на линии кисаки, против которого протестует чувство исторической справедливости. Ну и как венец всего - осевой винт, геометрически прижавшийся к краю доступной ему площади, и смещённый от центра продольной оси и от линии углов ромбов насечки.

Во всех этих частях сквозит какой-то абстрактностью, протестующей против строгости и лаконичности. Живой абстрактностью, наподобие той, как в своих «коленях» растёт бамбук. И именно это противопоставление строгости и следования «линии к линии» и несёт в себе отголосок живой японской культуры, где первозданный природный хаос в своей простоте и есть мера гармонии.



Целый день вертел нож в руках, пытаясь понять, почему же он так приковал к себе и почему он мне нравится эстетически, и что явилось в итоге тем субъективным фактором, что заставляет ощущать удовлетворение от самого ножа. Почему испытывая стойкую и укореняющуюся неприязнь к той же китайско-тайваньской компании Cold Steel, с их беспощадным злым американским маркетингом и надругательством над этносом во всех его проявлениях, я при этом испытываю положительные чувства от дизайна имеющего гораздо больше корней в американских трендах, чем в японской культуре? Наверное потому, что Алексей, следуя трендам, всё таки в самой сути визуального образа ножа сумел сохранить некоторую атмосферу того, как именно русский человек видит через призму американских трендов ту японскую культуру, которую он знает здесь, в России. И вот эта нить решает всё. И вот именно за это спасибо Алексею, за его работу.



Бруталика «Бадюк Танто», лимитная серия, №28 из всего 400 экземпляров.

Дизайн: Бруталика (Алексей Пономарёв)
Производственные мощности: We Knife (Китай)
Тип: флипер, вейвер
Форма клинка: почти-танто
Сталь: D2
Твёрдость: 60-62 HRC
Лезвие: стоунвош
Ручка: G10
Сборка: два винта
Темляк: да, отверстие есть
Осевой механизм: подшипник

длина клинка: 114 мм
толщина клинка: 3,5 мм
общая длина: 248 мм
вес: 171 грамм

Коробочки в которых идёт нож, весьма презентабельные и хорошо позиционируют себя. В суперобложке синего цвета идёт картонного цвета картонная коробка, в которой полужёсткий футляр очень приличного качества на 2 (два) ножа валетом. Ну и обычно ещё куча сувенирной атрибутики магазина (на фото не представлена).

Так же к каждому ножу из лимитной серии идёт в комплекте лимитная бусина «Badyuk Team * Brutalica Knives» (так же нет в этом обзоре).





Внешний вид

Такой не симметричный в акцентах дизайна и такой привлекательный из-за этих раскосых мелочей. Нож уже компактным и маленьким не назовёшь, здесь уже полноценных 114 мм клинка, а укороченные накладки на плашках добавляют визуально ещё около 1 см к лезвию. Оппозитные плавники флипер-вейвер образуют геометрию цубы (гарды).





С какой стороны не крути, а у ножа есть визуальная динамика и центр визуального равновесия. Нож от сужающейся по плавному радиусу рукояти от цубы в одну сторону, и клинок почти-танто с лезвием, которое по обуху так же немного снижается к кончику, всё это фиксирует визуальный баланс именно на цубе, точнее на тех самых оппозитных плавниках.

У лезвия есть небольшое, едва заметное американское брюшко по режущей кромке (что поделаешь, генетика), которое перекликается с радиусным сужением рукояти и это ещё больше усиливает визуальный центр в цубе. Из-за этого при достаточно больших габаритах кажется, что нож очень маневренный при любом оперировании. В принципе отчасти это действительно так.



Лезвие с «брюшком» (фото ниже) на котором выгравировано лазером название ножа, лого Сергея Бадюка с его автографом (нет, на каждом ноже он лично не расписывался) и уникальный номер. Конкретно мой экземпляр имеет номер 28 из всего 400 изготовленных в лимитной серии ножей. Причём первые 20 номеров забрал сам Бадюк на раздачу своим друзьям, так что можно считать, что у меня 8-й номер снизу из доступных к продаже.

Ну тоже повод для гордости и возможность ещё раз сказать спасибо Алексею Пономарёву, который проявил благосклонность к старому коллекционеру и позволил выбрать минимальный доступный номер из фактически имевшихся в тот момент у него ножей.



В первую очередь спасибо, что не американское ложное танто. Но хочется точку йокоте по режущей кромке сдвинуть от кончика на 1 см и сделать более гладкое закругление кисаки, без диванных тактических зубил. Что бы нож был более японским, он должен быть менее американско-зубильным.

С обратной стороны название бренда Brutalica и сталь. Это такой небольшой тролинг, со стороны Алексея писать марку стали. Всё равно он ничего кроме как на D2 не хочет выпускать принципиально.



При всех видах сбоку и немного снизу, создаётся впечатление, что верхняя часть обуха срезана в агрессивное второе лезвие. Но это оптический обман, на самом деле фальшлезвие очень условное и это скорее просто снятые с двух сторон фаски, а сам обух снижается от гарды и в том месте где начинается это фальшивое фальш-лезвие радиус немного уменьшается.



На виде сверху очень хорошо видно, насколько небольшие фальш-спуски, по сравнению с тем, чем они кажутся сбоку. Раз уж вид сверху, то сразу можно ещё отметить, что клинок хоть и аккуратно утончается к острию, но в целом достаточно дурако-устойчивый.



Акцентированная ассиметричность. Та самая.





На что ещё очень хочется обратить внимание. В сложенном виде небольшой горб клинка немного выступает из плашек, но чисто в «гомеопатических дозах», а при раскрытом ноже ширина рукояти и клинка визуально почти одинакова



Механика и сборка

Ну во первых, это производство на мощностях We Knife и это уже очень большая заявка на хорошее качество. Хорошее не по меркам Ganzo, а по нормальным меркам, когда действительно не стыдно.

Первое, что бросается в глаза - очень толстые плашки. Честные 2 мм.



В закрытом состоянии со стороны обуха, создаётся впечатление почти монолитной железяки без зазоров.





На всех трёх фото выше есть ещё одно неуловимое, что с первого взгляда сложно сформулировать, но сознанием понимаешь, что здесь что-то не так. Как то слишком лаконично и просто в районе осевого узла. Даже как-то по японски аскетично. Не заметили? Я тоже не заметил.. бонок стопорных/упорных.

Невидимость суслика существует только с позиции не видящего его. Бонки внутри осевого узла, их видно с торца рукояти, если лезвие наполовину открыть или наполовину закрыть.



Ход очень мягкий, лёгкий, но в тоже время свойственный большим клинкам - очень вальяжный и смачный. Клинок не вылетает как огородный камень запущенный из рогатки, он с солидным спокойствием авторитетно, в меру быстро, сохраняя плавность раскрывается, словно Роллс-Ройс идущий на обгон. И при этом всегда до конца.

Да, детка, это подшипник и большая инерция большого клинка. Никаких инерционных замахов, домахов и размахов кистью, рукой или каким другим членом тела, не требуется. Клинок всегда открывается до конца. Без усилия. Всегда.

И да, это не только флипер, но и вейвер. Пушечный вейвер. Который при этом не цепляется за штаны и не остаётся висеть своим крюком на порванном кармане (привет чи-Эмерсонам).

Клипса

Клипса одновинтовая. При этом очень тугая. Немного тугости добавляет ещё изгиб приходящийся на впадину насечки. Зацепить на штаны в принципе нормально получается, без мучений, геометрия позволяет, но тонкие летние брюки можно и порвать на кармане. Хотя я вас таки умоляю, кто же на трусы такую шпагу будет вешать.





Визуально клипса не портит вид, но хотелось её снять, потому что казалось, что она может сильно влиять на тактильные ощущения от весьма агрессивных накладок. Однако не помешала, ни сколько. Не стал трогать.

Эргономика и тактильные ощущения

Прежде чем переходить к эргономике, я бы остановился на ещё одном элементе, который по началу очень сильно вызвал удивление, потом просто перешёл в разряд дизайнерских штучек и только когда я взял нож в руки - я понял зачем оно такое и почему именно такое оно и должно быть!

Я говорю о Касира - головка рукояти. Та самая перекошенная по диагонали попка. Мозг просто взорвался, когда я это увидел на прототипе на фотографиях - как можно так глумиться? Но потом, когда отпустило, заметил, что по общему профилю рукояти, там весьма гармоничное закругление с одного угла получается, а агрессивный акцент даёт не сама касира, а острым углом заканчивающаяся накладка.



Сам Алексей объясняет этот прямой (в профиле) угол тем, что с ним нож в закрытом положении (да и в открытом тоже) может использоваться как явара.

Явара (柔) - японский кастет, просто берётся любая тупая короткая палка и будучи зажатой в руке её торцом можно наносить удары.





Очевидно, что как стеклобой этот торец использовать не получится, плашки текстолитовые по краям покрошатся. А вот больно стукнуть, не протыкая при этом, вполне можно.

Длина рукояти позволяет оперировать этим концом как яварой в любой момент. В моей не толстой руке, с длинными пальцами это выглядит примерно так:



Главное в эргономике

Рукоять длинная. Алексей сделал нож с нормальной длинной рукоятью! При этом при простом хвате, как за палку, касира вообще далеко от края рукояти и совершенно не мешает. Я боялся, что своими углами она будет давить в ладонь, но нет! Абсолютно не мешает.



Чудеса начинаются, когда мы берём эту шпагу более фехтовальным способом, более вытянутой вдоль рукояти ладонью. Касира своим скруглением очень аккуратно и абсолютно гармонично ложится в ладонь.



Можно пойти ещё дальше и изобразив Д'Артаньяна-сама взять клинок чисто по пацански, как шпагу для дуэли, уперев касирой в ладонь. Так вот оно что! Даже я, ни разу не Д'Артаньян, потыкал и порассекал в этом хвате мешок с соломой. Необычные ощущения.





При этом насечка ромбиками гораздо глубже и агрессивнее, чем казалась на фото, при таком хвате действительно можно очень чётко удерживать за эти самые ромбики. И опять с размером хорошо получилось, большой палец при касире упёртой в ладонь как раз ложится в последний полный ромбик.



При любом хвате нож удобен, а цубу можно использовать как упор при самых разных вариациях



Это конечно не позволит вам пробивать дверь автомобиля ножом в голых руках, как не крути, но при силовой работе или ковырянии в чём то вязком появляется очень удобный упор.

Промежуточные итоги

Достоинства

  1. дизайн, который надо понять и тогда он ваш (или нет);
  2. не объяснимая по фото, хорошая эргономика в целом;
  3. очень хорошая механика, это не Широгоров и не Kevin John, но лучше всего остального;
  4. вейвер, который не портит вид ножа!
  5. спасибо, что не американское танто;
  6. размер, мой любимый размер;
  7. очень хорошая обработка и сборка, рука высокотехнологичного сборщика чувствуется

Недостатки

  1. клипса для EDC использования туговата;
  2. хочется точку йокоте по режущей кромке сдвинуть от кончика на 1 см и сделать более гладкое закругление кисаки, без диванных тактических зубил;
  3. хочется титан на плашках и CPM S35VN на клинке;

Продолжение:

Часть 2 - Близкая родня, кровная родня: танто в тренде и что такое вейвер.

Часть 3 - Тесты, рез, кухня, природа, заточка.

badyuk tanto, отечественное, Сергей Бадюк, лайнер-лок, Алексей Пономарёв, d2, tanto, складной нож, g10, вейвер, флипер, Бруталика, Танто

Previous post Next post
Up