Тут я недавно разместил в ФБ перепост из LJ
magadansky о современом Омсукчане.
- Дукат это не заброшенный, а жилой посёлок. Здесь живут люди, работает школа, большой рудник, котельная и детский сад. Пейзаж на снимке - ежедневный вид из окна одного из жителей.
- В пос. Дукат расположено крупнейшее в нашей стране и третье-четвёртое по величине в мире месторождение серебра. Именно благодаря ему Магаданская область добывает больше всего серебра в России.
- Фото снято в конце лета - ранней осенью. Сейчас в Дукате температура больше тридцати градусов мороза с ветром.
- Во многих квартирах жителей температура сейчас 15-16 градусов тепла. Группа Омсукчанского района в вацапе стонет от жалоб дукатцев на холод в квартирах. Созванивался с одним знакомым парнем, говорит что у него дома температура нормальная лишь в большой комнате, а на кухне и в спальне градусов 13-14. Спасаются только электрообогревателями, на кухне постоянно открыта и включена духовка. В семье трое детей, двое из них маленькие. Постоянно лезут к духовке греться, родители боятся, что однажды не уследят, и малыши обожгутся. И вот один очень хороший человек, мой знакомый (причём, не просто знакомый, а экспедиционник со стажем, но - москвич) - начинает говорить о том, что вот дескать, есть разные взгляды на вещи - можно на мир смотреть вот так,
а можно - вот так. Угу, канешн. Цветочки-хуёчки, скалы-озёры, красота-шмасота.
Только я вот помню, когда в квартире на полу было не тринадцать градусов, а, прошу прощения - пять А если ветер в лицевую стену - то вода могла и замерзать на полу.
И когда идёшь на работу в институт, смотришь на тонкую струю дыма из одной трубы ТЭЦ (а вторая стоит бездымная) - и мыслишь всегородскими категориями - опять пароход с углём не пришёл.
А придя домой, подумаешь-подумаешь - да и установишь дома буржуйку, с выходом в вентиляцию. Логика простая - что это, я, сука, в поле, в палатке, не мёрзну, а здесь, в городе - должен? Кроме того, я дитя коммуналок Ленинграда, с рождения помню в кваотире в самом центре печь-голландку. Заказал железный ящик под уголь, поставил в коридоре, привесил замок. И дрова с углём таскаешь по лестнице на пятый этаж.
А каждое лето сажаешь на песчаной каменистой почве дачного участка картошку, потом ездишь её поливать (потому что сухо, это север, там вообще с влажностью не ахти). И если год урожайный, то получаешь два мешка с мешка посадочного материала, а если нет - то полмешка.
А осенью снова смотришь на одинокую струю дыма из трубы ТЭЦ и понимаешь - что реально твоя судьба висит на этой не то чтобы толстой ниточке.
Потому что, случись что...
А что может случиться?
Да самое элементарное.
Помрёт в Москве очередной вождь, да дарует ему вечную жизнь Аллах! и передерётся над его могучим некогда телом камарилья - и совершенно случайно выпадут из той цепи, на которой держатся районы Севера одно, а то и два звена, отвечающих за снабжение - унд аллес. Ну вот, хотя бы та херня, которая была в Москве в 1993 году, закончилась бы не в октябре, а продлилась бы до марта 1994 года.
Не придут пароходы с топливом, разморозится и лишится электричества стопятидесятитысячный город.
Не, как точно так же размораживались и лишались электричества посёлки, числененостью от 600 до 12 тыс. человек мы видели - но бедолаги как-то, буквально с чем были, сбивались в Магадан, здесь находили кто работу, кто - билеты на материк.
А во что сбиваться и куда уходить самому Магадану?
Помню, во вполне благословенном 2013 году, самолёт Якутавиа присел в одном чукотском посёлке. Развивался какой-то неведомый нам, пассажирам, спор хозяйствующих субъектов, мы сидели в аэропорту, ждали вылета. В зале появился командир воздушного судна и сказал - так, аэропорт задолжал нам за топливо. Вы тут люди богатые, летите с приисков после вахты. Айда пять-шесть чел по пятьдесят тысяч скинетесь - и все улетите!
Так вот, это - при уже проданных билетах. которые, по идее, рейс должны были оправдать (посчитал, кстати, сейчас - 60 мест по 18 тыр - миллион восемьдесят тыс., минуточку. Все делись куда-то одномоментно, как с белых яблонь дым).
И всё равно хрен кто тронулся, пока какие-то зажопленные деньги не ушли куда надо.
А если денег нет - ни кавалерия не прискачет, ни самолёты не прилетят, ни пароходы не приплывут.
И будьте спокойны - если даже хотя бы в одной Москве всю зиму будет идти сентябрь - начало октября 1993 года - да кому какое нахер дело до какого-то городка на краю света с населением сто пятьдесят тысяч?
До материка, пёхом, до относительно приемлемых мест обитания - 3500 км.
И до вот этой картошки - два мешка за один - придётся доживать без тепла и без света шесть с половиной месяцев, из них четыре - в морозе, и два - в полутьме, вот типа как щас в Москве за окном.
Сто пятьдесят тысяч человек.
Какая там, нахуй, охота с рыбалками, какие там выживания на дальних кордонах, умоляю вас. До урожая доживут только те, кто не побрезгует каннибализмом.
Вон, на Чукотке в те же девяностые годы около двадцати голодных смертей зарегистрировали. В посёлках охотников и рыболовов, что характерно. И это - только те, про которые мы знаем, тогда там много чего красивого под половичок заметали.
И такой Дамоклов меч висит над всем Севером. Вот случись чего сегодня-завтра в Москве, даже не тектонический, а микротектонический сдвиг - все эти города и городки пойдут прахом.
И когда я понял это - то переселился в более тёплые края. Кто в Магадане пережил 90-е - тот понимает, что это - вопрос банальной безопасности. Себя и своих близких. По Москве хоть даже ядерным фугасом ебанут, уцелевшие по окрестностям расползутся, и картоху с коноплёй сеять станут.
Потому что природу обухом не перешибёшь, а человек завсегда сам себе любую пакость учинить сможет.
Помните про чукотские голодные смерти?
Вот люди, которые за них персонально ответственны (народу у нас мало, все всё про всех знают, кто какие поставки зажимал - помним) - они до сих пор при должностях в правительственных органах.
Могут ли они повторить?
Бля, нивапрос! Или вы сомневаетесь?
Остаётся на Грету надеяться, авось она нам напоёт потепление.