Очень интересно написанная книга - в виде коротких и длинных притч. Видимо, соответствует какой-то принятой у скандинавов манере изложения. Вкратце-то - мрк и бзсхднсть, как говорят в этих ваших интернетах.
На что обратил внимание - значительную часть книги (как бы не половину) занимают у Холта весьма правдоподобные описания противостояния человека природе - реки, снегопады, обрывы, рифы - всего этого вдосталь и описано хорошо. Ещё неплохо понимаешь убогий быт и малопродуктивное хозяйство тех территорий - мужик, видимо, многое пробовал руками а если не пробовал - то он гений ваще. Не всегда точен в части деталей (в частности, про рёв лосей, ну да и хрен с ним. Главное - север человек понимает и чувствует).
Есть ещё одна составляющая этого текста - его почти физически ощущаемая религиозность. То есть, религиозна не книга, религиозны люди, о которых книга написана, и это вотпрям ощущается.
Наверное, это вторая книга, где вот так, от рассуждений "кто есть Бог и кто есть Я", меня временами дрожь пробирает. (Первая "Моби Дик", если что). Причём эти расуждения очень органично вписаны в интерьер эпохи и в гнусные климатические условия.
Для меня вообще загадка, как неверующие люди могут писать о верующем насквозь Средневековье. Меня ни разу не торкнуло "Верю" (в смысле "верю" по Станиславскому, а не по Лойоле, скажем, или Николаю Кузанскому) ни при чтении Дрюона, ни Корнуэлла, из последнего - Фоллетта. В большинстве случаев, конечно, авторы выбирают в качестве действующих лиц стихийных агностиков или атеистов (лучник Хуктон, Дерфельд, Утред, все дрюоновские папы и короли). Но дело в том, что в итоге, вокруг них всех начинает крутиться агностический мир (ну, так мне кажется, по крайней мере). Что было, скорее всего, не так...
Подозреваю, что Холт был по-настоящему верующим человеком. Ну, или см. выше.