Иллюстрация
nikkolainen Из
"Сибирской книги". 15 июля 1679 года Еренак появился возле Красноярска во главе значительных сил. Были сожжены некоторые деревни, захвачено много пленных и скота. Еренак в течение некоторого времени осаждал Красноярск (хотя, как показывают дальнейшие события, скорее изучал возможности осады), но потом «отскочил с добычею».
Осенью этого же года отдохнувшее и укрепившееся киргизское войско двинулось в русские пределы по двум направлениям. Одну часть его возглавлял наш старый знакомец Шанды пришёл в Томский уезд и столкнулся с отрядом служилых людей, численностью в 417 человек под командованием Р.Старкова. Старков вроде бы рассеял киргизов, но через три дня пути они собрались вновь, подступили к Ачинскому острогу, взяли его приступом и сожгли вторично. Из всего русского гарнизона спасся бегством один пеший казак Г.Цинбалов.
Вторая часть, под руководством самого Еренака действовала под Красноярском совсем не так успешно. Часть его войска, плывшая по Енисею, была разбита атаманом Кольцовым, другая же осадила Красноярск всерьёз. С обеих сторон были серьёзные потери в людях, сам Еренак был сбит с коня пешим казаком П.Шошиным, но отбит подоспевшими воинами-киргизами.
Как водится, следующий год стал годом ответного похода русских войск. Ими командовали боярские сыновья Р.Старков и И.Греченин, которые выступили из Томска и Кузнецка с объединённым отрядом в тысячу восемнадцать человек. По дороге они должны были соединиться ещё с одной ратью, собранной в Енисейске и Красноярске, численностью более пятисот человек.
2 февраля первым к месту общего сбора подошёл И.Греченин, оставив позади Старкова с обозом и пушками. Красноярцев и енисейцев на месте тоже не оказалось. Всместо этого местные доброжелатели сообщили Греченину о месте кочёвки Еренака. Сперва Греченин решил налегке настигнуть Еренака и дать ему бой врасплох, но не застал кочевья на месте и вернулся к обозу.
Утром, 4 февраля у русского лагеря появилось около двухсот киргизов, которые быстро ушли. Гречанин со всем войском двинулся в сторону Белой и Чёрной Июсы. В расчёте на соединение с красноярцами, место которых томцы так и не могли установить. Пятого же февраля киргизы атаковали их и быстро рассеялись. Так продолжалось три дня подряд, и наконец рано утром 8 февраля сам Еренак с полком дал русским сражение.
После первой схватки, в которой стало понятно, что киргизам не одолеть вооружённый пушками русский отряд, Еренак начал переговоры. Они длились несколько раундов, при этом несколько раз находились на грани срыва, и завершились, по сути ничем. Еренак примирился с русскими и пообещал быть верным им во всём за исключением тех эпизодов, когда это касалось взаимоотношений с Галданом, что, в общем-то, сводило результаты на нет.
Это отлично понимали московские и тобольские власти. Выразив неудовольствие Старкову и Греченину, они распорядились на следующий год снарядить «в киргизы» ещё одну военную экспедицию, под командованием тобольского письменного головы И.Суворова. Под его началом собралось почти полторы тысячи человек. Однако, на этот раз Еренак не стал затягивать дело переговорами, а сразу атаковал русских. В первом нападении Суворов сразу потерял убитыми и ранеными около ста двадцати служилых русских людей и татар. В течение десяти дней Суворов отступал к реке Чёрный Июс, потеряв при этом все пушки, большое количество огнестрельного оружия, а также два полковых знамени. Сам Суворов был ранен.
В последующих переговорах Еренак твёрдо придерживался позиции, что не даст строить остроги в Киргизской земле. Таким образом, переговоры с сибирской администрацией зашли в тупик, и в 1683 году Еренак принял решение отправить посольство в Москву, для переговоров с правительством царя Фёдора Алексеевича. Посла киргизов Кубагу принял в сибирском приказе князь Иван Борисович Репнин. Репнин предъявлял послу претензии в том, что киргизы продолжают совершать набеги на русские уезды и угоняют скот и что Еренак не вернул русским властям пушек и знамён, захваченных киргизами. Посол возразил, говоря, что набеги предпринимались в ответ на поход в 1682 году Суворова, а знамён и пушек Еренак не отдаст, ибо те взяты с бою.
28 ноября киргизские послы были приняты великими государями и 5 января 1684 года выехали на родину.
Трудно сказать, как развивались бы (и развивались бы?) отношения между русскими и киргизами на юге Сибири. Но тут джунгарские сюзерены втравили киргизов в очередную авантюру - войну с монголами, и в 1687 году, в верховьях Чулышмана неистовый Еренак нашёл свой конец.
С гибелью Еренака пришло к концу и пресловутое киргизское единство. Несмотря на это, правда, набеги киргизов на север продолжались. В ходе набега в 1692 году было убито более трёхсот пятидесяти служилых и ясачных людей. Сын Еренака Корчин вновь осадил Красноярск. В конце XVII столетия киргизские набеги стали практически ежегодными, а в 1694 по 1697 гг. киргизы разоряли ясачные волости Тобольского уезда по нескольку раз в год.
В 1700 году объединённые силы киргизов и джунгар атаковали Кузнецк. В том же году Пётр Первый приказал разгромить степняков чего бы это не стоило. В 1701 году в поход на киргизские княжества были брошены отряды Семёна Лаврова в пятьсот пятнадцать человек и Конона Самсонова в семьсот двадцать восемь бойцов. На реке Абакан, в урочище Уйбат произошла крупная битва, в которой было убито до шестидесяти хонгорайских воинов и тридцать шесть русских (в том числе восемь детей боярских и атаман Аника Тюменцев). Сражение шло с переменным успехом в течение пяти дней (со 2 по 7 марта) и закончилось отступлением русского отряда.
Однако здесь сказала своё слово феодальная верхушка Джунгарии, которая нуждалась в радикальной передышке на всех фронтах после войны с Цин и монголами. Новый правитель Цеван-Рабдан считал русско-киргизский конфликт принципиальным камнем преткновения и распорядился решить проблему по-восточному. В 1703 году крупная джунгарская армия в три с половиной тысячи всадников вторглась в Минусинскую котловину и в кратчайший срок депортировала все киргизские кочевья в южные земли ханства.
Минусинская котловина, из-за которой, собственно, и происходил весь сыр-бор, стоивший жизни тысячам человек, обезлюдела и почти по умолчанию перешла в руки русских.
.