Маршруты и ориентиры

Feb 06, 2008 22:56


Выбор маршрута на местности - один из самых ответственных моментов, который может определить вашу жизнь и ее течение на все ближайшее время. Поэтому, дело это не одномоментное, а требует длительного размышления - потому что редко что требует такого сосредоточенного размышления.

Безусловно, бывают маршруты, очень точно определенные экспедиционным заданием. Как, например, отобрать образцы в точках, уже нанесенных на карту километрового масштаба. Причем точки эти поставлены в середине зимы в каком-нибудь университетском или директорском кабинете где-нибудь в центре Москвы или Санкт-Петербурга.

При прокладке маршрута по карте я прежде всего рекомендую обращать внимание на линии горизонталей и реки. Очень рекомендую помнить, что обычно каждый шаг горизонтали на карте наиболее распространенного масштаба (мы уж оговоримся, что это будет «километровка»), соответствует двадцати метрам подъема. Поэтому густота линий, соответственно, означает крутизну склона, которую легко установить, прикинув, сколько этих горизонталей приходится на сантиметр карты, то есть, на километр пути.

Традиционно считается, что длительные маршруты удобнее прокладывать по пологим хребтам, или по бортам долин. Днища долин менее предпочтительны, потому что они обычно захламлены, кроме того, изрезаны водотоками и промоинами, что затрудняет легкое передвижение.

Прокладывая маршруты по хребтам, вы непременно должны прикидывать, где вы найдете источники воды, а также - дрова.

Ориентирование на маршруте.

Путешественник определяет своё местоположение в пространстве, исходя из глобальных особенностей местности, и потом сводя эти общие сведения к мелким частностям бытия.

К сожалению, людям чаще всего свойственно рассказывать о маршруте с точностью «до наоборот».

Классическим описанием такого пути, в результате которого почти наверняка потеряешься, является напутствие данное святым причётником из Компенхерста Ричарду Львиное Сердце.

- Дорогу, - отвечал отшельник, - указать нетрудно. Как выйдешь по тропинке из лесу, тут тебе будет болото, а за ним - река. Дождей на этих днях не было, так через нее, пожалуй, можно переправиться. Когда переправишься через брод, ступай по левому берегу.  Только  смотри  не оборвись, потому что берег-то крут. Да еще я слыхал, что тропинка в некоторых местах осыпалась. Оттуда уже все прямо...

В принципе, любая ориентация начинается с понимания структуры рек водного бассейна, где находится путешественник. Он должен очень точно представлять себе, где находятся водоразделы той или иной реки, и даже моря, в какую долину он попадёт при длительном движении на Запад или на Восток, и насколько долго ему предстоит возвращаться, если он собьётся с пути и пройдёт несколько больше, чем он планировал.

Полноценным ориентиром на маршруте прежде всего является ручей, а уже потом - стоящий на его берегу одиночный валун; вытекающая из ледникового озерца речка, а уж потом - само озерцо; квартальная просека, а уж потом - упавшее поперёк неё дерево с вывороченными корнями, похожими на дракона. Ориентирами служат хорошо заметные вершины гор и холмов, устья распадков, и даже склоны гор.

Самыми плохими ориентирами являются звериные тропы. Они постоянно меняют своё местоположение, зарастают или протаптываются вновь.

Ориентирование в открытой местности, например в горах или в тундре требует лишь ограниченного количества определённых навыков и наблюдательности. Широкий обзор, предоставляемый такой местностью, предполагает наличие хорошо видимых примет и ориентиров, которые помогают вам найти необходимое направление на маршруте. Если у вас в руках находится топографическая карта, то на ней, как правило, обозначены триангуляционные знаки, установленные геодезистами во всех, самых глухих, районах нашего отечества на наиболее заметных вершинах и возвышенностях. Вершины, на которых стоят триангопункты с астрономически установленными координатами обозначены на картах специальным знаком.

Здесь я не могу не отдать должное совершенно феноменальному по масштабу подвигу советских геодезистов. То, что довелось им совершить в период с 1925 по 1960 годы не может идти ни в какое сравнение ни с одним из так называемых «великих» путешествий XX века. Дело в том, что исследователь, насколько бы подготовлен и уверен в себе он не был, в любой момент может повернуть назад, изменить маршрут, сославшись на непреодолимую силу обстоятельств. У геодезистов Советского Союза такой возможности НЕ БЫЛО!

КАЖДЫЙ намеченный пункт, каждая определённая на маршруте высота (а иногда надо было установить, есть там высота, или речка течёт), должна была описываться, координаты быть определены, и на ней должен был быть установлен геодезический знак или гурий. Вне зависимости от того, что лежало на пути геодезической партии - бурелом, крупнообломочные курумы, многокилометровые заросли кедрового стланика - геодезическая партия должна была достигнуть своей цели, а достигнув - выполнить значительную работу по описанию местности и возведению знаков.

Именно их титаническую работу я обычно имею в виду, когда говорю о том, что мест, где НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА в современной России - НЕТ[1]!

Правда, триануляционный пункт, сооружённый из брёвен, может обвалиться от старости, быть разрушен медведем, или сожжён какими-нибудь обалдуями.

Гораздо сложнее ориентироваться в равнинной таёжной местности.

Передвигаясь в лесу, необходимо  запоминать свой путь, представляя местоположение в пространстве. Здесь также надо замечать участки местности, которые могут служить ориентирами. Прежде всего,  это просеки, дороги и их пересечения, реки, ручьи, и их характерные изгибы, направления течения, хорошо заметные формы рельефа, (обрывы, вершины, седловины, курганы, ямы, крутые скаты,) поляны, вырубки, участки кустов, гари, редины и болота.

Ориентируясь по карте, вы прежде всего ориентируете САМУ КАРТУ, то есть придаёте ей такое горизонтальное положение, когда все её линии будут параллельны соответствующим линиям на местности направление на карте, а направление, проведенное от места вашего нахождения к какому-либо объекту по карте, совпадёт с соответствующим направлением на местности.

В лесу карту ориентируют по обычному компасу, прикладывая его к западной или восточной стороне рамки карты, и, установив её в горизонтальном положении. Карту поворачивают вместе с компасом до тех пор, пока тёмный конец стрелки не установится против знака «Север». Тогда карта считается ориентированной (без учёта магнитного склонения).

Работа в закрытой таежной местности требует постоянного внимания. Там приходится следить за сохранением некоего общего, усреднённого направления движения. Двигаясь по азимуту в лесу, кустарнике или на местности, изобилующей мелкими препятствиями- ямами, густыми зарослями, поваленными деревьями, завалами, обходить препятствия следует по очереди: то справа, то слева, так как при обходе только с одной стороны можно быстро сбиться с выбранного направления. К тому же здесь все ориентиры однообразны и отличить их друг от друга трудно, да и поле видимости впереди ограничено несколькими метрами, Поэтому один и участников должен идти впереди, выбирая дорогу и служить для движущихся за ним ориентиром.

Приметы для ориентирования.

Первое, о чём надо помнить человеку, оказавшемуся в глуши - это то, что в Российской Федерации нет ни одного места, где бы на расстоянии 250 километров не находился небольшой город или посёлок городского типа. Надо только знать направление, в котором он находится.

В результате геодезической и геологической съёмки на всей труднодоступной территории Российской Федерации существуют остатки тракторных дорог и полевых лагерей, которые можно использовать в качестве ориентиров.

ВСЯ северо-таёжная территория Российской Федерации поделена на участки охотниками-промысловиками и охотниками-любителями. Охотничьи участки традиционно обустроены избами и путиками для ловли пушных зверей, которые замкнуты на эти избы.

Существует общепринятое руководство по ориентированию, которое кочует из сборника в сборник, но берёт своё начало из «Справочника молодого бойца РККА».

Продовольственные склады.

Устройство продовольственных баз на маршруте очень сильно облегчает как само путешествие, так и его организацию. Размещением таких складов занимались все без исключения путешественники всех времён и народов - от ихалмютов, до Амундсена и современных геологов Чукотки. Временный склад продовольствия помещается в «лабаз», сделанный из железной бочки из под горючего. В неё помещается упакованный в водонепроницаемую оболочку набор продуктов (чай, сахар, необходимое количество сублиматов, папиросы, горючее для примуса или газ для горелки, иногда некоторые инструменты, которые могут понадобиться именно в этом, вполне определённом месте, а потом могут быть увезены на вездеходе или выброшены за ненадобностью). Иногда в таких «лабазах» хранят на определённых участках маршрута резиновые лодки и другие средства сплава.

У бочки, которую готовят для таких целей, срезают крышку то есть, открывают её топором сверху, как консервную банку. Затем к вырубленному кругу приваривают петли, так, чтобы они торчали наружу. В краях бочки напротив крепления петель просверливают дырки. Бочку для продовольственного склада берут после хранения в ней бензина, а не масла, солярки и керосина. Бензин мгновенно улетучивается, в то время, как запах более тяжёлых нефтепродуктов совершенно неистребим, и, по-моему, может просачиваться через полиэтилен. В случае, если «бензиновых» бочек поблизости нет, то небольшим количеством бензина промывают бочку от дизельного топлива, а затем вырубают дно и дают ей «проветриться» около суток где-нибудь на ветерке.

На наружную поверхность бочки также приваривают две петли из арматурной проволоки. Через эти петли при установке лабаза продевают петлю из стального троса, которую потом заякоривают за большой булыжник, корень дерева, куст кедрового стланика или бревно.

Теперь этот контейнер доставляют на снегоходе, вездеходе или вертолёте на место, заранее определённое на маршрутной карте. Бочку эту устанавливают вертикально, в щели между брёвнами или камнями, невырубленной стороной вверх, место склада снова отмечают на карте (а в наши времена ставят координаты в приемнике GPS) и закрепляют стальным тросом, чтобы звери не могли стронуть её с места.

Иногда в качестве таких контейнеров используют металлические сорокалитровые фляги для молочных продуктов. Они уже имеют герметически закрывающуюся крышку (достаточно только законтрить толстым гвоздём замок, чтобы ни один медведь или росомаха не смогли её открыть), и ручки, вместо петель, через которые можно продеть металлический трос.

Подводя итог, я хочу сказать: в любом случае, рекомендую вам на маршруте как можно чаще обращаться к топографической карте. Для знающего и здравомыслящего человека в ней содержится огромное количество самой разнообразной информации. Сегодня почти повсеместно карты принято заменять приборами глобального позиционирования - т.н. приёмниками GPS. Но в любом случае, эта штука не является полноценной заменой карты, а в лучшем случае, её полезным дополнением.

Один из моих учителей, американский зоолог, исследователь и путешественник Хэрри Рейнольдс как-то с нескрываемым скепсисом следил за своим молодым коллегой с упоением ставившего точки из своего GPS на компьютерную топографическую основу.

«Понимаешь, Миша, сказал он мне потом, - точность его значков на цифровой основе нисколько не отличается от точности моих карандашных пометок на основе бумажной. А что случится, если в его GPS кончатся батарейки»?

Надо помнить, что поиск пути в безлюдной удалённой местности - это непрерывный процесс, и вас неизбежно по несколько раз за день будут одолевать сомнения - вне зависимости от того, путешествуете вы один или в компании. Собственно говоря, моральная готовность к таким переживаниям и сомнениям есть неотъемлемая черта характера любого путешественника, и если вы считаете, что не обладаете ей в полной мере, вам незачем пускаться в путь. Вы должны быть готовы к возможному отклонению от маршрута как на три километра, так и на десять, за исключением тех ситуаций, когда вам непременно надо пройти через какую-то определённую точку. Отклонение - это не признак вашей профессиональной несостоятельности, это - деталь рабочего процесса, которой не стоит придавать особенного значения. Даже совершенно точно определённый путь вдоль русла реки или по дну распадка подразумевает поиск лучшей дороги и отклонение от маршрута несколько сот метров, а то и на километр - другой.
Главным принципом ориентации путешественника в природе является то обстоятельство, что РЕАЛЬНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СЛУЖАТ ОБШИРНЫЕ УЧАСТКИ МЕСТНОСТИ, А НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

[1] Здесь я хочу сказать, что в середине XX века за невыполнение задачи по землеописанию, геодезисты целыми партиями могли попасть в лагерь. И попадали! Так что сама политическая система страны ставила их в безвыходную ситуацию - «делай или умри»!

Книга путешественника

Previous post Next post
Up