История искусства: от рационального к иррациональному и обратно

Jun 25, 2017 12:52

Сразу скажу, что это все про искусство условно римской ойкумены (Ближний Восток, Северная Африка, Европа, а позднее - про европейское и западное искусство) - искусство Востока я вообще не знаю. Ну и конечно, речь идет о макротрендах , потому что в любую эпоху существуют еще всякие мелкие тренды, вроде салонного искусства.

Я как-то, еще в универе, пыталась подступиться к теме колебания искусства от миметического (подражаниеприроде) до глубоко условного, но мой научник сказала: не лезь, ты ничего доказать не сможешь, это все ненаучные рассуждения. Ну да, ненаучные, поэтому непринужденно пишу здесь.

Искусство - очень четкая проекция того, что происходит с обществом, проекция его культуры. Иногда оно даже предвосхищает фундаментальные изменения. Ну как предвосхищает? Мы еще этих изменений не видим, не чувствуем, а по искусству уже понятно: что-то происходит. Только вот проекции эти не так просто прочитать, потому что они показывают изменения в "закодированной" форме. Если наука, в самых общих чертах - это рациональное осмысление объективного мира, религия - иррациональное осмысление Юнговского коллективного бессознательного, то искусство - это эмоциональная реакция человека на явления объективного мира, собственное психическое состояние и импульсы коллективного бессознательного. Причем воплощение эмоции зависит от типа мышления, доминирующего в данную эпоху - рационального или иррационального.



Рациональное мышление ориентировано на поиск объективных закономерностей во всем - и в окружающей действительности, и в собственной психике. Иррациональное следует импульсам коллективного бессознательного, ориентировано на психические процессы и попытки их выразить через символы. Собственно, и научное знание оформляется через систему символов: что такое математические, химические, физические формулы, как не система кодов? Но символические системы сильно зависят от того, результаты какого типа мышления они выражают. В эпохи, когда преобладает рациональное мышление, искусство становится дополнительным инструментом познания мира. Именно поэтому оно стремится подражать природе. А искусство иррациональных эпох объективным миром не интересуется - оно "обрабатывает" психические процессы и мистический опыт и дополняет собой символические системы, актуальные в данную эпоху. Такие символические системы, кстати, впоследствии могут быть взяты на вооружение рациональным мышлением (с адаптацией, конечно).

И если посмотреть на историю искусства через призму колебаний миметического/немиметического (рационального/иррационального), то вот что вырисовывается.

Невероятное и загадочное искусство верхнего палеолита, над предназначением которого ломают головы ученые, во многом является миметическим. Вот чудесный пример из испанской пещеры Альтамира (15-14 тыс. лет назад):


Ну это вообще волшебство какое-то (рациональное :)): такое впечатление, что художник тренируется в передаче поз, движения, ракурсов поворота головы. поэтому у левого нижнего бизона три передних ноги, а не потому, что автор не знает, сколько их на самом деле. В символическом искусстве такого бы не было. Графический символ бизона - морда, рога, четыре ноги, "горб", хвост - все. Как тут можно обсчитаться? Но у художника из Альтамиры задача была другая: не изобразить символ бизона (уже осмысленный к тому времени - это несложно), а что-то понять про самого бизона, а также про то, почему бизон выглядит объемным (тени, которые переданы затемнением), что происходит при изменении ракурса и т.д.

А вот похожая история из другой эпохи. Гениальный французский художник 18-го в., Антуан Ватто, не имел художественного образования, учился живописи сам. И вот как он это делал:


Очень похоже, да?

Итак, Альтамира и вообще апогей палеолитической живописи - это 15-14 тысяч лет назад. А что происходит в эпоху мезолита (примерно 10-7 тыс. лет назад)? Из живописи уходит натуроподобие, она становится схематичной (то есть символичной). Вот хороший пример мезолитической живописи из Болгарии (пещера Магура, 9-8 тыс лет назад).


Ни намека на натуроподобие, все фигуры - и людей, и животных - это просто условные обозначения, знаки, понятные и простые в исполнении. Зато композиция многофигурная и сюжет сложный: похоже на изображение ритуала, посвященного плодородию и удачной охоте. Явный плод иррационального мышления, ориентированного не на познание законов объективного мира, а на поддержку мистико-ритуальной деятельности, берущей начало в коллективном бессознательном.

Другая эпоха, другие доминанты. Однако именно такое, предельно упрощенное, знаковое искусство ляжет потом в основу величайшего явления человеческой культуры - письменности, одного из столпов цивилизации. Письменность упростит процесс накопления знания, в том числе рационального - и вновь поменяется парадигма мышления. Но про следующие стадии я потом допишу.
Previous post Next post
Up