"Полторы комнаты..." (Андрей Хржановский, 2009), или Кино стихами

Nov 16, 2011 22:59

Иосиф Бродский утверждал идею индивидуализма. Под индивидуализмом он имел ввиду самостоятельность и "оригинальность мышления", независимость и "разноликость". Андрей Хржановский, классик отечественной анимации, взявшись за кинематографическое повествование о Бродском, прекрасно уловил это убеждение поэта. Фильм, соответственно, очень по-бродски получился не похожим ни на что. В наш прагматичный век картина кажется сказочной выдумкой, словно бы пришедшей из другого, более поэтического и светлого мира.





"Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину" - это не стандартная биография, построенная по принципу школьной задачи "из пункта А в пункт Б вышел поезд". Это остроумная и добрая фантазия, игра, основанная, в первую очередь, на произведениях поэта. Не случайно, по мнению некоторых, аналогом фильму среди литературных жанров могло бы быть только стихотворение. На первом плане здесь не сухие факты из жизни человека, а сам человек, его чувства, впечатления, ассоциации, мысли, его творчество, в общем, та суть, что составляла его внутренний мир. Дабы подобные вещи передать, Хржановский совмещает в своей ленте целый набор различных изобразительных техник: Вы увидите здесь и игровое кино, и документальное, и псевдодокументальное, есть и фотография, и, самое восхитительное, - прекрасно исполненная анимация. Благодаря всему этому "аттракциону" на наших глазах реальная жизнь героев переплетается с вымышленной, сны - с мечтами и фантазиями, а прошлое, дробясь на многочисленные слои, - с современностью. Словами самого Хржановского, получается "волшебное кино".




Многие из нас верят в то, что человека после смерти ждёт встреча с близкими ему людьми. Такая посмертная встреча становится сюжетной основой фильма. Уйдя из жизни, Иосиф Бродский, в исполнении Григория Дитятковского, наконец-то отправляется в долгожданное путешествие на родину, в нынешний Санкт-Петербург, к своими родителями, играют которых великие Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Поэт не видел отца с матерью с момента вынужденной эмиграции в 1972 году. В середине 80-х родители умерли, поэтому, когда пал "железный занавес", смысла возвращаться поэт не нашёл. Нужный момент настал лишь после его смерти. "Путешествие - лучшее время для воспоминаний", и, плывя на пустом корабле, Бродский вновь переживает многие дорогие ему моменты своей жизни.




Вот он видит блокаду и эвакуацию, а вот он во сне вместе с котом порхает в небе Ленинграда и Венеции. Вот в голодные послевоенные годы он вместе с "вождём" совершает фантастическую экскурсию по "Книге о вкусной и здоровой пище", а вот тот самый "вождь" умирает. Вот он живёт в коммуналке "самого красивого дома в Петербурге", где комната его семьи разделена фанерной перегородкой так, что из одной комнаты получается "полторы", а вот он представляет, как до революции в том же самом доме бывали Блок, Ахматова, Мережковский. Он вспоминает своих родителей, девушек, друзей, своего кота, тех, кто повлиял на его становление. Он вспоминает "музыку на костях", "антисоветские" беседы, американскую выставку в Сокольниках, и другие "мелочи", что составили его жизнь и нашу историю. И он вспоминает стихи, рождавшиеся под впечатлением от всех этих встреченных событий и явлений. В его теплых и ироничных, лишенных стенаний и горечи воспоминаниях, - жизнь целой страны и целого поколения, первого, не пожелавшего мириться с навязываемыми советскими догмами, и последнего, “для которого были ещё важны культурные ценности”.




Бродский, к огорчению многих, в этом фильме не являет собой идеализированный образ поэта, тем более он не выглядит страдальцем, “проклятым коммунистическим режимом”. Бродский здесь очень прост, для кого-то, быть может, даже приземлён. Но в этой его простоте как раз и просматриваются черты, которые позволяли ему выделяться на фоне других, а именно: неудержимая и свободная фантазия, и стремление к независимости и самостоятельности. “Если кто-то не согласен с моим мнением, то это только прекрасно”, - провозглашает поэт своё кредо на одной из шестидесятнических вечеринок. Бродский призывает “быть собой” не только словами, но и собственным примером. Что бы ни случилось, спор с другом или с представителем ГБ, ссылка в деревню, или высылка за границу, он остаётся собой, то есть человеком и поэтом. Всё вокруг он воспринимает с неизменным терпением и со спасительной иронией. Трудности его не тревожат: "Что тут вспоминать?" - говорит он о них. И даже самая большая трагедия его жизни - вынужденная разлука с родителями, на первый взгляд не кажется нам трагедией: в перерывах между разговорами с матерью по телефону, поэт продолжает кутить и распевать песни с друзьями-эмигрантами. Но ведь часто самые горькие моменты жизни именно так и выглядят, незаметно, без эмоциональных взрывов, буднично, тихо и невыносимо тоскливо.




Фильм посвящён “памяти наших родителей”. Именно родители и их дом в “полторы комнаты” стали для Бродского символом не только родины или детства, но и символом всей его жизни.В памяти он не расстаётся ни с домом, ни с родителями, он мысленно всегда остаётся с ними. И даже после смерти матери и отца, поэт видит их в двух воронах, поселившихся в его доме в Нью-Йорке. Пройдя свой путь, Бродский убеждается в том, что всё настоящее, всё ценное и важное было только в домашнем “гнезде, из которого так нестерпимо хотелось бежать”. Пройдя через непонимание, презрение, разлуку, эмиграцию, Бродский вернулся в своё гнездо, удивительным образом не расплескав ничего из того лучшего, что было ему здесь дано. Правда, возвращение состоялось не в этой жизни, а в той, другой, да?







"5", Хржановский, наше, 2009, "нулёвые", кино, русское

Previous post Next post
Up