Сказка про темноту

Sep 28, 2009 15:21



Критики на российских и международных кинофестивалях этого года встретили фильм одинаково тепло. Дело за зрителями. Однако, фестивальное кино - так уж повелось - снимается не для зрителей. И даже не для критиков. То есть - не для всех критиков. Оно снимается для фестивалей. Для отборщиков европейских фестивалей, если быть откровенным. И здесь главное - точно угадать с конъюнктурой. Фестивальная конъюнктура, конечно, в чем-то меняется: то главным призовым трендом становится борьба за  право на однополую любовь, ее  сменяет борьба за свободу абортов, вот, в этом году финансовый кризис расставил акценты по-своему.
Однако есть и постоянные моменты: ну, например, из России ждут кино о немытой России - это во-первых. И - "в стиле Тарковского", это во-вторых.
Режиссер Николай Хомерики - счастливчик: все его фильмы, начиная с учебных короткометражек (ну, практически как у самого Тарковского!) отбираются в Канн или в Венецию. Так что представить его фильм - его эмоциональную, да и визуальную, палитру легко - до просмотра фильма.


Чем он удивит - фильм "Сказка про темноту" - так это обилием ненормативной лексики. Кажется, такой избыток мата - какая-то архаика, так теперь не делают, 90-е годы, когда мат разрешили, ушли в прошлое. Обилие мата, вроде бы, перестало определять высокую художественную ценность фильма. Но, вероятно, Хомерики так представляет себе художественную правду, о которой он не может молчать. Я не люблю мата в жизни и не так уж часто его слышу. В таком количестве на единицу времени в последний раз - в походе после седьмого класса, где вступающие в период половой зрелости одноклассники соревновались друг с другом по овладению этим мужественным навыком. Потом одноклассники научились, в своей мужественности удостоверились, на стройке я не работала - и с тех пор матом при мне как-то никто не разговаривал. В разных местах нашей необъятной родины.
Поэтому такое художественное средство мне кажется искусственным и надуманным. А точнее говоря - неумелым. Ну, это как ребенок четырехлетний, когда рисует плохого дядю, он рисует его черным карандашом, а потом для верности, сверху еще и густо заштриховывает им же, так, что дядю под этой густой черной штриховкой уже и не видно.
Кстати, о детях. Я вообще всегда удивляюсь, как это режиссеры работают с детьми. С маленькими детьми. Как можно объяснить 4-х - 7-ми летнему ребенку смотреть туда, говорить вот это и вот так, и в это время болтать ногой, и все это делать убедительно, органично и вовремя. Ну изумляет и восхищает меня эта способность! Когда я слышу из уст пятилетнего героя фильма "Сказка про темноту" развернутое матерное ругательство, сказанное таким милым картофельным вини-пушьим голоском, мне хочется режиссеру дать пощечину. Потому что есть, конечно, всякие семьи и всякие дети. И, может быть, для своего фильма он специально взял неблагополучного ребенка с большим матерным лексиконом, и ничему плохому ребенка не учил. Но художественная цель использования младенческого мата не достигнута: нужно было показать, какой Ад вокруг героини - я же вижу только, в каком аду живет режиссер Николай Хомерики, и как он использует детей.
И вообще все это неправда. Его прекраснодушная героиня в симпатичном исполнении актрисы Хазановой. Безысходность и безнадежность этой темноты - в ней самой. В том, что она сидит и прозябает в окружении этих ужасных людей. Мирится с их ужасностью и разговаривает с ними на их языке. Ну, а если она не умеет? С этого и надо начинать: с неумения. Видеть в чудесном чудесное. В этом самом Владивостоке, например. А если фильм как раз об этом? О том, что человек утратил способность создавать счастье вокруг себя и притягивает к себе только пошлость и мрак? Тогда этот фильм - та часть мрака, которую я вовсе не хочу к себе притягивать. Заставить ребенка дошкольного возраста материться в камеру, а потом ему еще и деньги за это заплатить - что это такое, как не увеличение мерзости в мире, в котором ее, мерзости, и так достаточно?

Сказка про темноту: Россия - 2009



Моя система оценок

image Click to view



On-line RSS
Подписка на ленту журнала



Ежедневно
Получение новых материалов журнала
по электронной почте
FeedBurner
Еженедельно
Дайджест журнала по электронной почте
Рассылки.Mail.ru
Subscribe.ru

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

*1*, драма, Россия, 2009, Хомерики, кино

Previous post Next post
Up