Один из лучших российских фильмов сезона, "Кислород" Ивана Вырыпаева, получивший приз Кинотавра за лучшую режиссуру, можно посмотреть наконец на большом экране.
Фильмы молодых современных российских режиссеров, работающих в жанре авторского кино не для всех, особой жизнерадостностью не отличаются. Как-то молодые современные российские режиссеры приучают своего терпеливого зрителя к медлительности происходящего в кадре, отсутствию ярких красок, редкой смене планов и скупости на слова… Наследие великого предшественника, так высоко оцененного мировым киносообществом, Андрея Тарковского, оказалось практически непосильным бременем и уже лет двадцать, а то и все тридцать оказывает мощное влияние на подавляющее большинство современных кино-высказываний, претендующих на звание «актуального кино». Так вот, Ивану Вырыпаеву в фильме "Кислород" это непреодолимое влияние удалось преодолеть абсолютно.
Может быть, все дело в том, что режиссер экранизировал свой собственный же актуальный спектакль, оставив присущую театру условность и декоративность. В общем, теперь обо всяких злободневных неприятных вещах, таких, как убийство дедушки лопатой, (то есть не дедушки, а жены, но не зря же всех нас учили, что такое отношение к близкому человеку вполне в нашем национальном духе…) Так вот, об убийстве и самоубийстве, о наркотиках, о терроризме и о войне, о брачных узах и внебрачной любви - Иван Вырыпаев изыскал возможность рассказать легко, весело, с огоньком, с танцами и песнями, под зажигательную - или просто хорошую - музычку, используя всевозможные визуальные эффекты для того, чтобы глаз не скучал и ему всегда было, за что зацепиться.
Расфокусы и микропланы, анимационные вставки, (одна из них - популярный пластилиновый видеоклип на песню Маркшейдеркунст про грибы из Ленинграда вообще должна оцениваться по отдельной шкале), обилие титров на экране, документальные кадры, имитация хоум-видео, пропадание изображения и "заедание" его, с остановкой на стоп-кадр - ну, здорово это разнообразит визуальный ряд, реально осовременивает его и запоминается.
Кино - это, все-таки, в первую очередь - картинка, а потом уже - разговоры. До сих пор куча режиссеров снимают кино с минимумом слов, а лучший режиссер всех времен и народов, Чарли Чаплин, как известно, вообще не признавал звук в кино (несмотря на уступки).
Драматург Иван Вырыпаев, кстати говоря, в первом фильме - "Эйфория" - попробовал преодолеть самого себя и сделать кино без слов. А теперь вот решил пойти другим путем - не избавляться от слов, а наращивать изображение. Делать его более затейливым, информационно насыщенным и ярким. И у него получилось!
Конечно, герои «Кислорода» - в количестве двух человек - говорят очень много, практически без остановки, причем - не друг с другом, а сами с собой, произносят монологи и речитативы, иногда - на два голоса. Но это не мешает смотреть картинку. Так что чувство легкого отвращения, умело вызванного мощной провокацией в самом начале фильма, когда герой во первых строках сообщает о лопате, это чувство быстро проходит - ведь ясно, что никого он, конечно, не убил - это просто такой режиссерский ход.
И уж точно, выше всяких похвал - Каролина Грушка. Уже за одно приглашение ее на длинную главную роль в российский фильм режиссеру нужно давать приз. (Что и было сделано.) Пусть наши девушки равняются! Вот как надо выглядеть и что излучать, чтобы тебя звали сниматься по всему миру и Дэвид Линч (во "Внутреннюю Империю"), и Александр Прошкин (в "Русский бунт"), и вон - Вырыпаев. Надо быть, девчонки, не просто красивыми, а, как бы это сказать, непохожими на других, а еще лучше - неземными - созданиями. Вот тогда к вам потянутся лучшие режиссеры планеты. Так что нам с вами повезло, дорогие сограждане, что означенная Грушка живет на сопредельной территории и нашим режиссерам тянуться до нее близко. Ну, вот и все. Какие-то моральные, аморальные или имморальные императивы, которые, вроде бы, наполняют творение Вырыпаева, цитировать и анализировать как-то не хочется - они и не запоминаются, честно говоря. Да и взяты за основу так, чтобы покуражиться. И кураж получился очень ярким и выразительным.
Нам этой яркости давно не хватает.
Кислород: Россия - 2009
Моя система оценок Click to view
On-line RSS
Подписка на ленту журнала
Ежедневно
Получение новых материалов журнала
по электронной почте
FeedBurnerЕженедельно
Дайджест журнала по электронной почте
Рассылки.Mail.ruSubscribe.ru КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн