Часть 1 (начало) - тут А буквально только что, в 2008 - в другом тоже очень историческом месте, напротив театра Рудольфиум (откуда здесь только место свободное взялось? Или снесли что-нибудь не нужное:), поставили вот эту пустую голову.
Она вообще видна отовсюду - то есть с противоположной стороны, с высоты Пражского Града, когда смотришь на город, эта голова вписывается в панораму. Какой-то общеевропейский архитектурный проект по сближению народов и культур. А скульптуру эту сделал испанец, называется - «Мы».
Ну вот, быстренько взяли и поставили на самом видном месте. Тоже ведь - отбирали, наверное, и отобрали так удачно. И вот эти удачные и чудные штуки встречаются на каждом шагу. На первом шагу, который, ясное дело, был сделан в сторону Вацлавской площади, так вот, опять же, в самом историко-культурном людном месте, на мостовой у Вацлавского музея - это как бы у нас на Дворцовой площади перед Эрмитажем - мы буквально споткнулись об этот мемориальный знак.
Своим согражданам, борцам Пражской весны, двадцатилитним студентам. Вот такой - беспафосный, но щемящий - памятник. Сразу ясно, что у людей здесь мысли по-другому устроены.
Правда, тут же - жутко смешной контраст, смешной и парадоксальный - но тут уж чего удивляться, Кафка не дремлет: буквально через улицу от этого памятного знака - огромный мрачный черный куб. Подавляющий и своим объемом - он занимает целый квартал, и цветом - на фоне цветущей зеленой Праги и разноцветных пражан и гостей столицы стоит черный-черный дом и как будто втягивает солнечный свет, образуя такую черную дыру. Так вот, со всех сторон - на расстоянии метров ста по периметру от самого здания - стоят металлические, такие знакомые нам, стойки ограждения. (Больше мы их нигде в Праге не видели).
Везде висят вывески «Позор! Позор! Вход воспрещен» (ну, позор - это внимание по-чешски). И ходит охранник строгий с автоматом. Ну, может быть, без автомата. Но выглядит и запоминается точно с автоматом. И машет еще издали так, как будто мух отгоняет - проходите мол, по той, по вашей стороне улицы! Сюда, типа, на эту сторону, где черный дом, и переходить-то нельзя. Так что это за секретный черный дом? Это - «Радио «Свобода». Ну, точный Кафка. При чем, поверьте, по сравнению с остальной повсеместной пражской открытостью - этот контраст «Свободы» поражает в тысячу раз сильней, чем если бы все то же самое увидеть в Москве. Ну, типа «Свобода - это заборы, запреты и автоматы». Четко по-оруэлловски. С другой стороны, так же как и с музеем Кафки - в этом городе Кафки это вполне уместно. Но зато на обычных - старых и более новых - улицах города - вот этой визуальной и прочей свободы - на каждом шагу ведрами черпать. Вот по набережной идем себе, никого не трогаем - тоже в первый день еще, не привыкшие к тому, что неожиданные вкрапления в рутинную городскую среду тебя могут подкарауливать на каждом шагу.
И вот - мальчик лезет на стену. Железный. Просто лезет на стену. Он не памятник. Просто так лезет. С одной стороны моста.
А с другой - уже долез и радуется. Почему они именно в этом месте? Не знаю. Есть здесь, и все.
Продолжение - тут