Терминатор 4. Да придет спаситель | Terminator Salvation

Jun 10, 2009 17:06



Зачем нужен «Терминатор», если это не Шварценеггер? - в поисках ответа на этот вопрос я смотрела фильм. Ответ получился неоднозначным. Ну, во-первых, конечно, то, что было ясно и до просмотра: без Шварца тяжело. Есть актеры, (на самом деле, они-то и есть настоящие звезды, а не те, кого зажигают все, кому не лень путем помещения фотки на обложку глянца и приглашения в кулинарную передачу… ) Есть настоящие звезды, которые сами - фильм, сами - история. (Не в смысле - прошлое, а в смысле - сюжетообразующие актеры.)

Культурист и спортсмен Шварценеггер нарастил не просто чудовищную мышечную массу - он нарастил харизму. (Одно связано с другим не напрямую, ведь не каждый культурист излучает так мощно, как Арни). Факт остается фактом: человек и актер Арнольд Шварцнеггер стал символом сокрушительной боевой мощи взбунтовавшихся машин в первой серии и лучом надежды во второй и третьей - надежды, в том числе, и на замирении - ведь если самый-самый супер-мега-робот-андроид подлежит перепрограммированию, то, может быть, не все еще потеряно?


Немногословие ли, сверхчеловеческая ли внешность Шварценеггера тому причиной - но он одним своим обликом, бесстрастностью на крупных планах и пластикой на общих - выражал добрую половину смысла фильмов про «Терминатора»: и объяснений никаких не требуется - смотри на него, и ты все поймешь.
Такой бронебойной харизмой обладают вовсе не все актеры, даже - хорошие. Тогда хорошие актеры не играют Терминаторов и спасителей человечества, а играют, скажем, незадачливых инженеров-программистов, у которых проблемы в офисе и в личной жизни. И ничего в этом обидного нет!

От фильма под названием «Терминатор» ждешь появления хотя бы одного, а в идеале - двух мощных харизматиков на экране. В нынешней серии, честно сказать, таковой все-таки есть. Но он еще маленький. Антон Эльчин, наш мальчик в Голливуде, который продвинулся настолько, что одним своим существованием поднимает рейтинг русских, он действительно во всех своих ролях сверкает и искрится как настоящая звезда. Как-то преобразует пространство вокруг себя, придает смысл происходящему и убедительность. Притягивает взгляд, включает интерес - за ним интересно следить, кого бы он не играл. Но здесь, в фильме «Да придет спаситель» - его не так уж и много и играет роль он скорее ведомого, чем ведущего.

Ну, у Антона Эльчина еще все впереди - как и у нас, в качестве рукоплещущих ему зрителей. А вот двух главных персонажей играют Кристиан Бейл и Сэм Уортингтон… Они такие подчеркнуто обыкновенные. Такие рядовые… Хотя авторы фильма объяснят этот факт как раз сюжетом, что по сюжету и надо, чтобы никто не догадался как бы… Ну, тем не менее - есть великие актеры, которые могут сыграть незаметных и простых таких людей - и за их незаметностью и простотой все равно будет интересно смотреть. А тут, пока не проклюнулся основной экзистенциальный вопрос киборга к самому себе: «Кто я?» «Где я?» «За кого я?», смотреть на эту войну с машинами будущего, проходящую в антураже какой-нибудь Вьетнамской-чуть ли не пятидесятилетней давности - войны - было как-то скучновато.
Ненужные мысли лезут в голову: или у вас все решают ржавые железяки, или - супер-компьютер. Если второе - смотри (хотя бы) «Газонокосильщик», или - если поновее - последний «Крепкий орешек». Если железяки и огромные, очень непрочные и ненадежные даже на вид конструкции-роботы - то при чем здесь будущее?

И вот смотришь на это чужое будущее, произошедшее где-то в одной далекой галактике, или - пускай - в параллельной Вселенной, где человечество создало эту огромную армию рукотворных … кого? Солдат? Слуг? Помощников? И как-то не очень все это интересно, потому что не очень к нам относится. Ну не стоят эти проблемы на повестке дня. Все гораздо проще и глупей. Люди снова почем зря убивают друг друга сами и представляют опасность друг для друга - они же самые, люди. А не машины никакие. Вон, террористы всякие каждый день кого-нибудь взрывают. Там - бомбу испытывают (которой тоже сто лет в обед). Заводы закрываются… А вы говорите - целый легион машин! Смешно даже.

Ну да ладно, когда, наконец, встречаются два главных героя, начинается что-то интересное, но тоже как будто из жизни старших научных сотрудников, несмотря на всю стрельбу. Единственным человеком будущего выглядит виртуальная Хелена Бонем Картер - ну да у нее всегда такой вид. Нездешний.

И вообще - а почему машины вдруг против людей пошли? Объяснение: «чтобы стереть с лица земли все живое» не проходит, потому что мы знаем: войны не мотивируются голой жестокостью. Они мотивируются какой-то целесообразностью: за территории. За ресурсы. За свой мировой порядок против другого, угрожающего твоему. Чем так уж не угодили машинам люди, в фильме не упоминается, из-за чего их стрелялки как-то теряют смысл. Ну, то есть смысл в переживаниях киборга, конечно, есть - кем ему себя ощущать: человеком или все-таки роботом? Но для того, чтобы понять, к кому примкнуть и за кого сражаться - нужно хотя бы приблизительно понимать, из-за чего весь сыр-бор.

Вы скажете, нельзя так серьезно подходить к футуристическому боевику? Почему? Можно! Это же не просто боевик, это - современный миф, «Терминатор», поэтому в нем, как в греческой трагедии - должны быть герои на котурнах и архетипический (то есть неприходящий, вечный, проявляющийся из поколения в поколение, из века в век) смысл. И то, и другое в четвертом терминаторе вроде бы имеется. Но - в недостаточных количествах. Поэтому я и грущу об Арни - вы же понимаете, он сразу бы восполнил с лихвой недостаток и того, и другого.

Терминатор 4. Да придет спаситель | Terminator Salvation: США, 2009



Моя система оценок

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

США, триллер, фантастика, 2009, обзоры фильмов, Италия, боевик, *2*, МакДжи, приключения, Великобритания, Бэйл, Германия, кино

Previous post Next post
Up