Один из самых выдающихся наших современников, практически живой классик, празднует сегодня День Рождения. Борис Стругацкий - человек, близостью к которому будет окрашено наше время в глазах потомков. Уже то, что он живет рядом с нами - не то, чтобы наполняет уверенностью в завтрашнем дне, но, по крайней мере, придает какой-то смысл происходящему. Это не мираж, не фикция - создатель миров, один из двух титанов - братьев Стругацких, титанов такого масштаба, которым, казалось бы, место лишь в глубоком прошлом, потому что нынче таких не делают - нет, он есть, живет и дышит и сейчас, тем же воздухом что и мы, ходит по той же земле. Удивительно! И если книги братьев Стругацких закончились тогда, в ноябре 91, когда умер старший брат Аркадий, то фильмы по их произведениям продолжают выходить.
«Обитаемый остров», так нашумевший под новый год, вот-вот разразится второй серией. Того гляди, после почти десяти лет работы - да что там, десятилетие, наверняка, уже минуло с тех пор, как Алексей Герман-старший затеял снимать «Трудно быть богом» - тогда к его имени не нужно было добавлять для уточнения «старший», потому что младший Герман еще под стол пешком ходил… Ну, не под стол, но - постигал азы режиссерского ремесла. И все-таки - в 2006м съемки были закончены - тогда рабочее название было «Что сказал табачник с Табачной улицы» - это чтобы посильнее запутать привередливых фанатов Стругацких; а в 2008м был завершен и монтаж - и фильм уже назывался «История Арканарской резни». С тех пор прошел год, фильм по-прежнему доваривается в каких-то сложных алхимических тиглях, может быть, Герман-старший придумывает ему новое название - но, тем не менее, все мы не теряем надежды его все-таки увидеть. Рано или поздно.
Потому как предыдущую версию «Трудно быть богом» - совместный советско-германский проект конца 80-х, его снял немецкий режиссер Питер Флейшман - вот его мы так и не увидели! Что-то там случилось с правообладателями, как когда-то с бондарчуковской версией - «Тихого Дона». Тем не менее такой фильм был.
В 2006м году много споров вызвал фильм Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» - первая экранизация этой повести, неоднозначная, но очень интересная, наверняка она не затеряется в анналах истории. А вот о том, что Борис Стругацкий приложил руку и к первому фильму Константина Лопушанского - вышедшим в начале перестройки, в 86м году, «Письмам мертвого человека», мало кто знает, а это так. Фильм был наполнен мрачными аллегориями и, как оказалось, увы, во многом пророческими.
Зато развеселых «Чародеев» в качестве новогодней комедии мы смотрим каждый год. Поклонники Стругацких ругаются на режиссера фильма Константина Бромерга за то, что от первоисточника - непревзойденного юмора повести - «Понедельник начинается в субботу» в «Чародеях» почти ничего не осталось - и зря: сценарий «Чародеев» написан ими же, братьями.
На вершину мирового кино взошел только один фильм братьев Стругацких - «Сталкер». Зато этот фильм стал практически визитной карточкой, как будто раскрывающей альтер эго гениального режиссера - Андрея Тарковского.
До сих пор киноманы ведут споры с фэнами братьев по поводу творения другого большого художника - Александр Сокуров снял фильм «Дни затмения», как бы отталкиваясь от повести «За миллиард лет до конца света». А спорить нечего - режиссера вдохновили именно Стругацкие, но их мир и их проблемы в его творческой лаборатории превратились в «Дни» - так что же?
И невозможно не вспомнить об их первом фильме - недооцененном, как будто обреченном всегда на третий экран - «Отель у Погибшего Альпиниста», Таллинфильм, 79 года. Настоящий фантастический детектив, необыкновенно точный и пронзительный, он до сих пор смотрится ярко и не похоже ни на что другое. Так что спасибо Вам, дорогой Борис Натанович, за то, что Вы есть - и в каждом из вышеперечисленных фильмов - в том числе. Наше пожелание: чтобы их, фильмов, становилось все больше!