Клуб киноУХО - 58. Шамиров & Куценко. Отчет.

Oct 23, 2013 17:10



Решили углубиться. После ознакомления с российскими кинодеятелями « малых форм» захотелось поближе присмотреться к продукции дуэта «Шамиров и Куценко».

Начали с Куценко, который в этой паре является "звездой" - раскрученным узнаваемым лицом, как будто брендом того, что они делают. При этом не понятно, бренд этот работает за или против.

Гошу Куценко все знают - это плюс. Гоши Куценко слишком много вокруг - буквально в тот самый момент, когда я пишу, а вы читаете эти строки, он наверняка обращается к вам с экрана телевизора с предложением чего-нибудь купить, посмотреть или съесть.



А на соседнем канале - играет роль в каком-нибудь незамысловатом фильме. А на МузТВ - еще и поет что-нибудь или играет лицом в попсовом девичьем клипе. Много его, много, ох, как много. Это минус.



Вроде бы этим самым он всем так надоел, что уже не хочется присматриваться, кто же такой - Гоша Куценко и какой он актер. Но ведь это так не трудно понять - достаточно взглянуть на фильмографию нашего героя.

Гоша Куценко, 1967 года рождения, начал сниматься уже взрослым - первый фильм 1992 года, не малышом в рекламах, не юношей в молодежных комедиях, взрослым уже 25-летним человеком.

К настоящему времени в его копилке - вдумайтесь в эту цифру! - 86 ролей, и 10 фильмов находятся в производстве. Это фантастическая продуктивность. При фантастической же неразборчивости, да.

Но если ты пришел в профессию в 1992 году, когда производство фильмов в стране практически прекратилось, а ты - прирожденный актер, лицедей, то ты берешься за все, что подвернется. И он - брался. И не только за фильмы!

На его сайте висит расписание - где и когда можно увидеть Гошу. В спектаклях - он играет и в Москве, (в спектаклях Шамирова, кстати, Ladies Night, Упражнения в прекрасном, Игра в правду, но и не только), и на переферию ездит, например, в Смоленске у него роль.



Он играет еще в своей музыкальной группе, группа называется ГК: труба, клавиши, ритм и бас-гитары, ударные, бэк-вокал, Гоша поет и сочиняет песни.

И заниматься этим начал не на досуге, в момент творческого простоя, (которых у него, кажется, не бывает), а на пике формы, в 1997 году, когда после успеха фильма «Мама не горюй» Куценко, собственно, и начал обретать всенародную славу.

ГК - это уже второй набор группы Куценко, то есть поет он не от случая к случаю, а методично и регулярно. Группа концертирует по стране, у нее - и у Куценко-автора-исполнителя - множество восторженных поклонников.

Широкой публике музыкальное творчество Гоши известно по саундтрекам к фильмам «Дикари», «Марс», «Четвертое желание», «Любовь-Морковь 2». Песня «Ю», написанная Гошей в 2001, звучала в одноименном спектакле МХТ им.

В общем, вполне себе реализованный музыкальный проект. А еще, с чего мы начали, Гоша снимается в рекламе, участвует в телепередачах, ведет всякие концерты-премии-вечеринки, играет в фильмах и сериалах самого себя ( уже трижды!), сам пишет сценарии и продюссирует фильмы, (в том числе - недавнюю « Игру в правду»).

А еще - занимается благотворительностью, например, активное участие принимает в фонде по помощи детям с ДЦП, (эти сведения не из официальных, а из неофициальных источников, конкретно от тех, кто реально по жизни знаком с проблемой).

Вот, обозрев это все поле деятельности, вы можете с былым пылом упрекать этого электрического зайца, этот бешеный огурец в том, что у него столько энергии, что она бьет через край и должна находить себе выход?

Гоша Куценко - просто энергетический вулкан, он фонтанирует и извергается творческой энергией. Хорошо, когда рядом находятся люди, которые понимают, как лучше использовать эту энергию в мирных целях. Вот таким человеком и является для Гоши Виктор Шамиров. Но о нем - чуть позже. А пока мы вспомнили фильм, с которого Гошина слава началась.

Мама не горюй, 1997 год.

Снял фильм режиссер Максим Пежемский, который потом отметился еще режиссированием 2-й серии «Любовь-морковь» и съемками «Интернов».

В «Маме» был собран замечательный актерский состав, особенно интересный сейчас, когда те, кто был тогда молод, сейчас стали всенароднолюбимыми (Охлобыстин, Чиндяйкин, Сидихин, Куценко, Судзиловская), а иных уж нет (Приемыхов, Панин).

Других достоинств - при самом тщательном просмотре - обнаружить не удается. Глубина криминальной темы лучше дана в «Жмурках» Балабанова, сильный герой - в его же «Братьях», забавные междусобойчики - в уже существовавших к тому времени «Особенностях национальной охоты», и т.д.

Гоша Куценко в фильме "Мама не горюй" - да, ярок, заметен, молод. Хорош собой, в конце концов. И ошибочно определен, по совокупности вышеперечисленных черт, этим и чередой последующих фильмов - на амплуа брутального мачо.



Участие в каковых фильмах и в каковом амплуа на какое-то время сделало Куценко не только известным и узнаваемым актером, но гарантировало к нему скептическое отношение.



Потому что, несмотря на брутальную внешность, орлиный профиль и взор, скрежещущие нотки в голосе, Гоша все-таки в большей степени не борец, а клоун. Что, кстати, сразу стало понятно после участия Куценко в комических ролях в больших коммерческих проектах.

Даже в «Ночном дозоре», где роль его была вовсе не главная, а, скорей, эпизодическая, и имидж изменен напрочь - его персонаж, Игнат, сразу запомнился и запомнилось удивление: а какой Куценко может быть смешной и комичный!

Потом эту тему разработали « Любовь-моркови», где Куценко с Арбакайте уже отжигали по полной - оставаясь, впрочем, в рамках гламурной комедии положений, когда, замечательно играя «перемену пола», (в первой серии, а в следующих двух - перемену возраста), актеры играли все-таки усредненный типаж:



«молодая успешная современная женщина» - «молодой карьерный адвокат-эгоист», без личных, лирических красок. А вот способность к личным, лирическим краскам проявилась в актере Гоше Куценко, когда он начал сниматься в фильмах Виктора Шамирова.



Сначала был спектакль - Ladies Night, поставленный Виктором Шамировым в 2002 году. Антреприза Независимого Театрального проекта про мужской стриптиз, исполняемый красавцами Куценко, Башаровым, Юшкевичем и проч.

Женщины визжали от восторга и вставали в очереди за билетами, спектакль стал самым успешным театральным действом столицы и остается на афишах до сих пор, но благородное театральное сообщество начало морщить носы - фи, как это… Вульгарно!

В общем, Шамирова, как режиссера, заклеймили и стали к нему относиться вот так - успешный, гонится за дешевой популярностью, неразборчивый в средствах, это не серьезно. А Шамиров - продолжая ставить спектакли, начал снимать фильмы. Первыми были

Дикари, 2006 г.

Фильм о том, как некая устойчивая тусовка проводит отпуск в Крыму. Крым сам по себе сразу становится не просто местом действия, а одним из главных героев любого нашего фильма, будь то «3+2» или какой-нибудь «Отелло», где Крым не называется, но - проглядывается. (Успех недавнего « Шапито-шоу» Сергея Лобана - из той же серии).

Мы настолько любим Крым, что за счастье увидеть его уже готовы полюбить каждого, кто предоставляет нам такую возможность. У Шамирова в фильме Крым показан во всей красе - с правильным светом, яркими южными, не стертыми, красками, горные дороги, дикие пляжи, сумасшедшие закаты - все честь по чести.



А уж обилие узнаваемых актеров вообще зашкаливает - тут и Гоша, и Башаров, и Юшкевич, и Владислав Галкин, и Алексей Горбунов, и Анатолий Журавлев и даже фоменковский Карен Бадалов. И то сказать, кому ж не захочется поотдыхать - а заодно и в фильме сняться!

Жизнь шамировских дикарей состоит из серии забавных и скабрезных происшествий-ситуаций, в которые по очереди попадают все участники летней тусовки.



Непристойных сцен, разговоров и тем так много, что трудно было выбрать сколь-нибудь продолжительный эпизод для демонстрации в клубных условиях, когда присутствуют дети или не очень продвинутые в современных нравах взрослые старшего поколения.

В общем, какой-то ленивый мужской шовинизм просматривается, поэтому с женской точки зрения трудно оценить прелесть их отдыха. Фильм не запомнился по первому просмотру, тем интереснее было возвращаться к нему и пересматривать после того, как более поздние фильмы режиссера зацепили по-настоящему.

Следующим фильмом режиссера стала экранизация его спектакля, по его же пьесе поставленного - «Упражнения в прекрасном».

Упражнения в прекрасном, 2011 год.

Фильм был показан на Кинотавре и даже награджет - приз за лучшую мужскую роль получил Константин Юшкевич, (который тоже, кстати с подачи Шамирова засветился - он теперь и здесь, и там, такой прекрасный, в " Рассказах", например!).

С таким же успехом тот же приз могли бы получить и исполнители двух остальных мужских главных ролей - Гоша Куценко и сам Виктор Шамиров,



оказавшийся замечательным, оригинальным, с незабываемым голосом, актером. С такой внешностью колоритной, с такой пластикой! (Помимо своих фильмов, Шамиров снялся еще у Владимира Хотиненко в фильме «1612» и у Александра Прошкина в фильме «Чудо»).

Но запомнилась фестивальная реакция на фильм - вот не восторг от замечательных действующих лиц и исполнителей, а опять же - какая-то предвзятость, с пассажами о чрезмерной прекраснодушности и несовременности, бессюжетной бесхребетности и примитивном заигрывании со зрителем…



Имея в виду, что хвалят на Кинотавре обычно злое, разрушающее мозг кино, сразу захотелось «Упражнения…» посмотреть. Но, как это у нас завсегда и случается, у хорошего фильма, с кучей хороших актеров, на очень интересную для зрителя тему - про актеров! - промоушена не было никакого. То есть в прямом смысле - ни-ка-ко-го.

Поэтому не было никакого и проката. Зрителя просто не оповестили, даже фоток узнаваемого Гоши не развесили на каждом углу. И вот теперь благодарные зрители узнают о фильме буквально случайно, через знакомых, и все были бы рады познакомиться с ним своевременно и в кинотеатре - и наверняка залы не пустовали бы, ведь фильм хороший, о хорошем, хорошо сделан и с замечательными актерами - но нет.

Это снова фильм о замкнутой общности людей, об актерах в своей среде, в своем кругу - подходящий под определение «малых форм». Но, показывая череду происшествий в гастрольном туре по российской провинции, автор выводит нас за пределы междусобойчика. (Что случается не часто. Ну, например, в «Особенностях» Рогожкин это делает.)



Выводит на высокие смыслы предназначения, служения, двойственности актерской - и человеческой вообще - природы… В общем, фильму не чужд высокий пафос французского романтизма, при том, что смотреть его просто легко и приятно - хочется еще и еще раз пересматривать!

Следующей вехой дуэта «Шамиров @ Куценко» стал фильм

Со мною вот что происходит, 2012 год.

Это странная новогодняя комедия, не скрывающая своей духовной связи с гениальным творением предшественника, фильм назван знакомой всем фразой из знакомой всем песни в любимейшей новогодней советской комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» (Большинство из нас и слово «ирония»-то узнали как раз из этого фильма).



При этом никакой спекуляцией со стороны Шамирова здесь и не пахнет. Никакого парафраза, вообще никакой связи, кроме - новогодней темы. И еще - ирония в фильме «Со мною вот что происходит», конечно же, тоже присутствует. Но это не романтическая, а горькая ирония осмысления, блин, бытия.

Фильм - новогодний, не забываем! - начинается практически провокативно: с демонстрации рентгеновских снимков онкологического больного. Что вызывает понятный протест у зрителя - на фиг вы меня так загрузили, прямо сейчас брошу и больше смотреть не буду.

Но за 72 минуты экранного времени, (это - еще один плюс, Шамиров умеет снимать недлинные фильмы, в которых замечательно умещается какая угодно история и какое угодно послание), ваше настроение трансормируется от активного неприятия к столь же активной любви и благодарности к создателю ленты. Включая смех и слезы.

Действующих лиц здесь совсем немного, главные из них - братья, которых играют Шамиров и Куценко: старший брат из провинции приехал под Новый Год к младшему, успешно натурализовавшемуся в столице, по неотложному делу.



Целый день 31 декабря они будут колесить в автомобиле по предновогодней Москве, разучивая под минусовку песню, строчкой из которой назван фильм. В общем, ничего особенного - но очень многое произойдет и между ними, и в них, внутри. Ну и снаружи кое-что.

Фильм по-настоящему трогательный, в смысле - он трогает душу, берет за сердце и не отпускает, когда ты вспоминаешь его - глаза снова на мокром месте и теснит в груди.



Эти физиологические реакции столь отчетливы, что хочется занести фильм в какую-то особую графу, потому что такое сильное действие в наше трудное время из новых поступлений не слишком-то и приходит.

Последний - на сегодняшний день - совместный проект Шамирова и Куценко - фильм нынешного года

Игра в правду

Это снова экранизация спектакля, с успехом идущего на подмостках театра Моссовета, с тем же актерским составом. Фильм поражает теплотой - свет и цвет в кадре насыщен прямо-таки ретро-глубоким, как в старых лентах, ощущением ностальгически прекрасного.

Прекрасного. Времени, воспоминаний, дружбы, любви. Поэтому сюжетная канва, пришедшая в фильм и спектакль из Франции, из французской переводной пьесы, даже не столь важна.



Ни явление в компанию трех ностальгирующих бывших однокурсников подруги их студенческой юности, ни агрессивно опасная игра в правду - когда каждому есть, что сказать, чтобы подвергнуть крепкую дружбу и самые лучшие воспоминания юности пересмотру и чуть ли не краху.

Но это все-таки французская переводная пьеса, а не Достоевский, поэтому все остается в целости и сохранности: дружба, воспоминания и даже любовь. Ясный, светлый фильм, но без того трепета, который пронизывает две предыдущие («Упражнения…» и «Со мною вот что…») работы Шамирова.

Местные новости

Заинтересовавшись без шуток творчеством режиссера, мы уж до кучи посмотрели и 4 отснятые серии сериала, который он было запустил на РТВ - «Местные новости», вот только что, в мае прошли по экранам. Без Гоши.

Снятые в Ростове-на-Дону, родном городе Шамирова, с ростовскими исключительно актерами и на местном, как и было обещано, материале, серии эти лучатся южно-русским светом и теплом, несут этот нестоличный, отчетливо своеобразный местный колорит,

чего так не хватает зрителю - для смены точки зрения, какой-нибудь другой картинки, что есть еще другая жизнь, чем жизнь мегаполисов.



Сериал был про жизнь редакции небольшой ростовской газеты, и про внутреннюю редакционную, и про сюжеты, освещаемые газетой - очень интересные и интригующие, это расследования, но - не криминальные, хотя и побояться было, чего, и посмеяться, и удивиться.

Но - четыре серии отсняли и прекратили финансирование. Неформат. Жалко. Но жизнь-то продолжается. Вон, в конце месяца у Гоши выходит новый фильм выходит - Курьер из рая. Глядишь, и Шамиров снимет и поставит что-нибудь скоро. Будем следить.

Приложение.

В разных интервью по разным поводам данным Виктором Шамировым, встречаются такие интересные, и созвучные с мнением редакции, и просто - глубоко разумные - суждения, что хочется их приобщить к делу:

…Если спектакль нормально сделан, если это приличная пьеса, хотя бы просто веселая пьеса, если актеры хорошо играют, то этот спектакль можно играть бесконечно. Это не связано с его исключительными качествами. Людям нравится ходить в театр, если там происходит что-то радующее. В большинстве случаев люди не ходят в театр мучиться.

Режиссеры, актеры, художники, делающие замечательные, интеллектуальные, актуальные спектакли и современное искусство, вызывают огромное уважение у меня. Трудность для меня заключается в том, что я не могу себя к ним отнести. Мне на актуальных спектаклях, как правило, скучно и моментами неловко.

…Мне регулярно приходится отказываться от антрепризных предложений, чтобы поставить еще одну переводную комедию положений. Я знаю, что она будет радовать людей. Я видел примеры: идет страшный трэш - все смеются и счастливы. Это навсегда меня научило не слишком ценить радость, которую получают люди от твоего спектакля, потому что завтра зрители пойдут и получат еще большую радость от намного… В общем, от другого произведения.

...Я не могу быть с этими чудесными людьми в этих маленьких театрах. И я не могу быть с практичными людьми, которые делают трэш исключительно ради заработка и смешат очень грубыми шутками очень простую аудиторию. Я, получается, нахожусь в каком-то лимбе.

…У меня есть чувство, что я в пустоте делаю кино. Это такие бумажные самолетики. Ты стоишь на балконе и кидаешь их, они летят над двором и падают за гаражами непонятно куда. В мусор, скорее всего. В канализацию. И то, насколько аккуратно я делаю свой бумажный самолетик, никто не заметит. Но я продолжаю тратить время. Мне нравится, когда у него, у самолетика, крылышки сложены так, а не иначе.

…Я не снимаю фильмы о том, что все вокруг плохо. Список тем известен, достаточно Фейсбук полистать. Я всегда ищу радость и надежду, мне так кажется. Фильм "Игра в правду" хорошо заканчивается. Для всех участников. И, на мой взгляд, он пропагандирует традиционные семейные ценности, потому что есть любовь, одинокие люди получают шанс. Люди, у которых были проблемы в семье, находят возможность вернуться и решить эти проблемы. То есть в некотором роде это очень правильное кино. Но не потому, что я хочу угадать чьи-то пожелания. Я рассказываю эту историю, потому что мне казалось, что в ней есть хорошее.

…Особенностью русских актеров является надежда на интуицию. Если актер перед съемкой знает текст наизусть, то ему кажется, что он уже сделал больше, чем следовало бы. Это почти без исключения. И есть немудреный набор красок у каждого. Кого я на этот раз даю? Бандит - хмурый, допустим, или отчаянный. Учитель - задумчивый. Бизнесмен - нагловатый. Военный - жесткий. И т.д. Прочел, прикинул - роль в кармане. Актер рассчитывает на то, что, войдя в кадр, он что-то такое изобразит, а зритель потом увидит больше, чем сам актер видел и понимал.

...Преимущество спектакля: всё происходит перед тобой. И если актеры играют хорошо, это значит, что они не повторяют, они вновь, следуя линии роли, строят свою роль сейчас, и она возникает на глазах у нас. Преимущество кино: оно ритмически плотнее, и в нем есть среда.

...Суть фильма ясно названа во фразе Гёте, из которой, собственно, и заимствовано наше название: «Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою». И это мне кажется смешным и очень точным. Поэтому я назойливо печатаю ее на программке и показываю первым кадром в кино.

В этот день в 2012 году: Орда
В этот день в 2009 году: Формула любви для узников брака | Couples Retreat
В этот день в 2006 году: V значит Вендетта | V for Vendetta

Что было в клубе киноУхо?
Как нас найти?

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








клуб киноУХО, Горбунов, Башаров, Юшкевич, Шамиров, Куценко

Previous post Next post
Up