Фильм «Юленька» режиссера Александра Стриженова - одна из первых попыток создать на российском материале триллер о страшной девочке.
В современном кинематографе главными специалистами по страшным девочкам являются, конечно же, японцы. Они вообще особо не варьируют этот сюжет, чувствуя себя полновластными хозяевами брэнда. Так и снимают всякие «Звонки» и «Проклятия», зная: блюдо пользуется успехом и пойдет хорошо в любой упаковке. И успех этот, в принципе, вполне можно распространить и на всех остальных кинозрителей планеты: рецепта японца не скрывают.
Режиссер Александр Стриженов любит адаптировать международные кинематорафические стандарты к российскому пространству. Вот он снял «Любовь-морковь» первую, подарив нам замечательный голливудский сюжет с перелицеванием Гоши и Кристины. Мы приняли на ура. Теперь - японский сюжет о страшной школьнице в белых гольфиках и идельно подогнанной форменной одежде.
Ну да, ну да - в японских фильмах так все и происходит. И у нас получилось неплохо. Но странно: чтобы заимствованный сюжет идеально ложился на реалии, нужно, чтобы в фильме эти реалии воспроизводились узнаваемыми. А здесь: какой-то странный учитель, то ли молодой доктор наук, то ли искусствовед, отправляется в провинцию учить пятиклашек из-за тяжелой болезни - и не жены вовсе, а просто - не так давно любимой женщины, но это - не ваше дело, как он всем говорит. Поэтому дочка ее - это вовсе не его дочка и обращается к нему по имени и отчеству. Ну да ладно, не будем останавливаться на как будто не важном.
Продолжим: вот эта женская гимназия, в которой работают и учатся одни лица женского пола - как-то не очень знакомо. И в глухой провинции - эта строгая, с иголочки, форма, как в каком-нибудь Кэмбридже, в котором тоже наверняка все не так, а уж у нас точно все по-другому.
И вот симпатичный, молодой и умный на вид актер Марат Башаров вынужден играть такого мяфу, полностью попадающего во влась пятиклассницы. Кошмарной и ужасной, исчадия ада с двумя хвостиками и в клетчатой юбочке. Это, конечно, страшно. А потом станет еще страшней.
Потому что поначалу мы ждем, что это будет мистический триллер и девочка, заведя старика-учителя (таким немощным и недогоняющим он выглядит на ее фоне) в темный подвал, превратится, наконец, в волка-оборотня, или в вампира, чтобы буквально воплотить свою черную сущность - а мы бы тогда перевели дух и продолжали бы бояться понарошку: ведь мы-то знаем, что вампиров не бывает, и оборотни встречаются только в сказках и таких вот фильмах.
Но нет - девочка ни в кого такого превращаться не собирается. Сначала она совершает нескольких благообразных, но безуспешных попыток пристроить симпатичного нового учителя в мужья своей такой же симпатичной и такой же безвольной мамаше. Потом, когда он отказывается стать ее новым папой, она забрасывает квартиру учителя коктейлем Молотова, натравливает на его неродную дочь бешенного пса, устраивает ему провокацию с попыткой изнасилования и арестом, избавляется от жены посредством компрометирующих фотографий и на этом тоже не останавливается, просто дальнейшее - молчание, словами не передашь всего этого кровавого ужаса.
После фильма на всех встречающихся детей смотришь с подозрением и опаской и думаешь: уж лучше бы они были вампирами.
Юленька: Россия-2009
Моя система оценок КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн