Модернисты | The Moderns

Oct 12, 2011 10:10



Фильм 1988 года про американцев в Париже 20-х годов. Как раз тема модернизма, в смысле воспроизведения духа времени, в этом кино не очень-то раскрыта. Да, Гертруда Стайн, да, Хемингуэй, но это - и всё, других знаковых фигур времени в фильме нет.

Главная интрига разворачивается внутри американского кружка, из всех действующих лиц которого непосредственно художник - только один. А еще - гангстер с подручными мордоворотами, красавица жена - одна на двоих, богатая вдова с некими замашками галеристки…

Из того, что было накручено историей вокруг модернистов, в этом фильме лучше всего показана коммерческая составляющая, направляющая и определяющая удельный вес оставшихся в веках художников. Ну да, тогда, наверное, пресловутый сговор галеристов и произошел. Богатые хотели вкладывать деньги, так же, как и эта очаровательная вдовушка - ее очень характерно сыграла Джеральдина Чаплин - все равно, во что.
Подделки - пусть будут подделки, если все равно никто не может определить.

Туалеты и интерьеры в фильме выше всяких похвал, так же, как и исполнительница главной роли - Линда Фиорентино, которая в этих туалетах и интерьерах и блистает. Здорово блестит, и очень стильно вписывается в антураж эпохи. Собственно, как и все действующие лица и исполнители.


Фильм очень красивый, декоративный, но не очень интересный. Никаких запоминающихся диалогов и характеров сценаристы не написали даже для главных героев, а уж о второстепенных и говорить не приходится. Что жаль - если учесть, что в числе второстепенных в фильме «Модернисты» могут присутствовать артистические звезды первой величины, личности, известные своей яркостью, непредсказуемостью, уникальностью.



Здесь же Гертруда Стайн исполняет исключительно вспомогательную функцию, помогая героям двигаться вдоль сюжета, а из бедняги Хемингуэя вообще сделали какого-то мрачного белого клоуна: он только и знает, что ходит, всклокоченный и расхристанный, как надоевший зануда, которого никто не принимает в компанию.



Из-за того же, что личная жизнь главного героя - американского художника - уже давно определена и сложилась еще на родине, в Америке, а здесь мы наблюдаем только вторую часть марлезонского балета, то за бортом сюжета - и внимания нашего красавца - остается такая немаловажная часть богемного модернистского космоса, как натурщицы, подруги, музы художников.



Героиня Линды Фиорентино не в счет - она бывшая жена, а на сегодняшний момент - жена другого, по совместительству - жена гангстера. Это - тоже вполне определенные роли, никакого отношения к явлению модернизма не имеющие. У настоящего модерниста должна быть любовная история с какой-нибудь Зизи, Кики, Коко…

Линда Фиорентино безумно хороша, совершенно органична в роли девушки 20-х годов, но она - не парижанка. Парижанка - легкая, стремительная, несерьезная. А Фиорентино играет не парижанку. Она очень и очень монументальна. Ее харизма хорошо работает на предлагаемый сюжет,



но плохо - на историю про модернистов.

В результате получается, что мухи отдельно - котлеты отдельно. Отдельно - те части фильма, в которых речь идет о художниках и картинах, об их зависимости от вкусов критиков и коллекционеров, о взаимоотношениях художников-критиков-коллекционеров.



Чуть ли не впервые так наглядно показан в кино процесс подделывания живописных полотен - мне почему-то никогда в голову не приходило, что принцип здесь тот же, что и когда инженеры-чертежники «стеклят» чужой чертеж: с тыльной стороны оригинала ставится источник яркого света, так, что тень прорисовки ложится на новый холст.



Ее и забирают в карандаш. Здорово! И полны напряжения моменты, связанные с существованием копий и оригиналов, и только мы знаем, где какой вариант…

В то же время драматическая интрига движется своим чередом совсем по другим рельсам, и рельсы эти могли быть проложены где угодно, по какой угодно территории какого угодно времени - они американские, эти рельсы, и никакой окрестный модернизм не наложил отпечаток на классический американский любовный треугольник.



В общем, фильм оставляет хорошее впечатление, приправленное и сожалением, что о настоящих больших фигурах модернизма еще никто не снял фильм. Вот бы его снял, например, Вуди Аллен...

Чтобы и эстетические их споры и манифесты присуствовали, и всякие перепалки между различными сообществами художников, и музыка, и лица, и … Пока же Вуди Аллен выполнил благое пожелание только наполовину: Париж 20-х годов в его исполнении, в фильме « Полночь в Париже», выглядит очень живым, но - слишком эпизодическим.
На первый план все равно выходит - и все заслоняет - главный герой, американский художник.
В широком смысле.

Модернисты | The Moderns: США - 1988

Вместе с этим смотреть: Полночь в Париже | Midnight in Paris
Вместо этого смотреть: Буги-вуги | Boogie Woogie
В этот день в 2009 году: Девять | 9

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








ретро, США, Чаплин Джеральдина, 1988, обзоры фильмов, Фиорентино, комедия, драма, кино

Previous post Next post
Up