Rock-n-roll. Премьера в РАМТе

Sep 30, 2011 09:21



Попали на премьеру спектакля в РАМТе.
Заинтересовало название, драматург Том Стоппард, известный как автор «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», вообще спектакль о рок-н-ролле в молодежном театре, представлялось, имеет шанс быть вполне пригодным для просмотра 13-й летней дочки.
Ей понравилось, но не потому, что вышло все, как мы ожидали.

Ожидали драматической версии « Через Вселенную | Across the Universe», то есть - аналогии: революция, рок-н-ролл, Пражская весна - с восточно-европейским акцентом. Оказалось, надо было лучше знакомиться с автором. Драматург Том Стопард, литератор и политический активист - главный наш трофей этого спектакля. После спектакля захотелось узнать о нем побольше. И - пожалуйста, новость №1 - он чех. (То есть, конечно, чешский еврей, из-за этого от немцев из Чехии и свалили, но сам считает себя чехом, значит - чех.)
Родился в Чехословакии до войны и жил там только в раннем детстве, но это происхождение вполне определило потом его врожденный интерес к чешким событиям, политике, антитоталитарным взглядам и устремлениям. Этот рафинированный британец, (сэр Том Стоппард, посвящен в рыцари Елизаветой II, фамилия - от отчима, за которого вышла замуж мать, британский военный в Индии, так в Англию и попали), так вот, Стоппард, оказывается, всю жизнь еще сражался за освобождение Чехословакии от коммунизма, рука об руку с Вацлавом Гавелом - и тем же оружием: драматургия, критика.


По Маяковскому, приравнял перо к штыку - и вышло у него очень даже результативно.
Вот еще и за свободу чешского рока сражался, какой-то супер-группы The Plastic People Of The Univers. В музыкальном оформлении спектакля их музыка звучит, т.е., кажется их музыка, постольку, поскольку - единственная незнакомая и разительно отличающаяся от «Pink Floyd». Настолько хуже, насколько только можно себе представить. Ну, как если бы рок пытались играть на переделанных самопильно гитарах деревенские парни, которые один раз, по радио, с помехами и в пьяном угаре, слышали, как рок играют какие-нибудь «Голубые гитары».

Положить жизнь на продвижение такой группы, как делает это в спектакле главный герой Ян, во многом альтер-эго автора - сильно. Ну, это сейчас, в потребительской цивилизации - продвижение, сейчас их бы и на порог студии не пустили по коммерческим соображениям. А тогда, при тоталитаризме, прижимали по идеологическим. Так что не продвижение, а борьба - за их право играть, что они хотят, за свое право слушать, что он хочет.



Послушав их звучание, я испугалась не на шутку: неужели и наши родные и любимые рок-мены, типа Гребенщикова или Цоя, так же беспомощно звучат по сравнению с родными англоязычными музыкантами? Мы-то их любим, типа, за слова и исполнение. (Но нам и музыка кажется оч-чень даже внятной, вменяемой, сопоставимой и самой лучшей!) Эти чешские парни-«пластики» тоже поют на своем славянском языке очень важные слова про свободу, про перемены, про независимость и ветер в лицо.

Ладно, главное: в спектакле музыка присутствует лишь на заднем плане, речь не о музыкантах и стилях - об идеях. Музыка, рок-н-ролл, символизирует идеи свободы и капитализма. Люди, действующие в драме «Rock-n-roll» - тоже не так уж важны, они - носители идей.

«Rock-n-roll» - драма идей, борьба идей, история их взаимоотношений и столкновений в конкретный исторический период. Так что инфантильным революционным романтизмом фильма «Через Вселенную» здесь и не пахнет. (Хотя тот фильм тоже важен и нужен, и очень хорош, я его очень люблю, но он - о детях в революции, насколько они могут ее понять и насколько она соответствует их юношеским потребностям: «All you need is love!»)

Здесь же из главных действующих лиц в спектакле, пожалуй, самый симпатичный - английский интеллектуал, оксфордский профессор, последовательный коммунист, член коммунистической партии Великобритании. Он аргументировано поддерживает коммунистическую идею, несмотря ни на что, и готов спокойно спорить и отстаивать свою точку зрения, последовательно дистанцируясь как от советской модели социализма, так и от современного евро-коммунизма.

Ну, как? Не слабо? Вот такие телеги герои спектакля задвигают друг другу постоянно, иногда отвлекаясь, но без большого воодушевления, на личную жизнь. Пространство спектакля поделено на множество отдельных временных отрезков, достаточно далеко отстоящих друг от друга, и на две зоны территориальные - Англию и Чехословакию.




В Англии, в мирной профессорской семье, в тепле и уюте Ян спорит о судьбах мира. В Чехословакии же его арестовывают за политические убеждения, прокатывается Пражская весна, подписывают петиции диссиденты, за это их лишают работы…

Уследить за этими событиями и посочувствовать героям не так сложно, как уследить за ходом их мысли, точнее - мысли Стоппарда - в многочисленных и бесконечных дискуссиях. Однако это все равно очень интересно. И моя 13-летняя дочка сказала, что этот спектакль понравился ей больше всех, ранее виденных. Мне - нет, не больше. Просто понравился. Но мне есть, с чем сравнивать.



P.S. Об актерах: хорошо играют актеры РАМТа. Вот эти сложные монологи-диалоги, драматичные где-то глубоко внутри, а снаружи - сухие и наукообразые - очень органично у них выходят, и никакого надрыва или завываний, как это часто бывает в театре. Двух задействованных в спектакле актеров мы видели в сериалах и поразились - насколько же велика разница между плоским, безликим и картонным ТВ-персонажем, скажем, Петра Красилова -




и его актерской игрой на театральной сцене. (В «Неродиське» он играл друга и наперсника главного героя). То же - и актриса Рамиля Искандер. В каком-то женском мыле она засветилась на ящике, и тоже ничто не предвещало в ней такой глубины и человечности.

P.P.S. Еще о Стоппарде: он пропагандист антитоталитарных идей, но не оголтелый антикоммунист, а размышляющий философ. Он видит другую точку зрения и вглядывается в нее, с годами все внимательнее. Отсюда - «Берег утопии», 9-ти часовой спектакль в РАМТе по его пьесе, (точнее - по трем, связанным друг с другом, пьесам) - о рождении, росте и развитии русской политической мысли.



Посетить "Берег Утопии" мы с друзьями собираемся уже давно, у нас и опыт есть - как-то большой компанией мы осилили 6-часового « Улисса Джойса в Мастерской Фоменко». А пока пьесу можно прочитать для разминки - только что вышла в России, толстый такой кирпич. (И «Rock-n-roll», кстати, тоже вышел отдельной книжкой.) В «Утопии» тебе и Герцен с Огаревым, и Чаадаев с Карамзиным, и Бакунин, и примкнувший к ним по политическому признаку Карл Маркс. Интересно. Но 9 часов!!!! Будем тренироваться.

А про Стоппарда еще не вредно узнать, что, помимо философской, преподавательской, писательской и активной политической деятельности, он очень успешно участвует в мировом кинопроцессе: по его сценариям, (или - с его участием), поставлены такие супер-фильмы, как «Бразилия» Терри Гиллиама, «Империя Солнца» Стивена Спилберга, «Русский дом» и «Влюбленный Шекспир».



Не говоря уже про "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".

В общем, главное впечатление от "Rock-n-roll"'а - серьезное отношение авторов спектакля к тому, что происходит в мире - и предположение такой же серьезности в своем зрителе. А это как-то возвышает зрителя в собственных глазах.

драма, Россия, Стоппард, театр, музыка

Previous post Next post
Up