Фильм -
номинант на Золотой Глобус как лучший драматический. И он - действительно драматический.
Его драматизм, на мой взгляд, многократно усиливается тем, что режиссер - женщина. Кэтрин Бигилоу. Великая женщина-режиссер. Как
Татьяна Лиознова. Потому что она снимает фильмы на мужской территории и делает это лучше мужчин. ("К-19" и "На гребне волны" - и никаких слов больше не нужно).
Нет ничего удивительного, когда женщина снимает женскую историю, драму, комедию - о любви, о семье, об одиночестве и карьере, о детях и родителях, о страданиях и победах молодых и старых представительниц той же половины человечества.
Это замечательные темы, и огромная часть фильмов именно об этом и рассказывают, и все это нам интересно и мило: женщинам - потому, что это - про них. Мужчинам - потому что они ведут в кино своих подружек, подружки рады - и мужчины вместе с ними.
Но есть - без обид! - мужская территория. Ну, ладно, большой бизнес и большую политику с грехом пополам женщины уже отвоевали.
Остается одна чисто мужская территория. Война. Тут уж - умолкни, феминизм! - вы не будете спорить, что можно сделать женщину министром обороны, можно - солдатом Джейн, но в любых окопах - Сталинграда или Багдада - сидят все-таки мужчины. И на командных пунктах. Пока. Сидят мужчины.
Хотя такие женщины, как Татьяна Лиознова и Кэтрин Бигилоу наверняка справились бы и с командованием фронтом. Но они пока предпочитают заниматься кино.
Если кого зацепило, ладно, вот вам - в Багдаде нет окопов. Зато там есть саперы. Тут уж - точно, такие же, как в Сталинграде. Ну, можно сказать, что нет, у них совсем другие средства вооружения и обезвреживания бомб, что у них есть радиоуправляемые роботы на гусеничном ходу, нажал на кнопочку, робот поехал и сделал все, что надо, а ты сиди, кури себе в стороночке. Собственно говоря, с этого робота фильм и начнется.
Но бомбы все равно закладывают люди. И обезвреживают люди. Только так. Очень близко. В таком непосредственном контакте со смертью, что и не снилось никому. Впрочем, почему "никому"?
У великого американского же писателя Фолкнера есть маленький такой рассказ про войну, называется "Полный поворот кругом". О том, как где-то в Европе во время второй мировой познакомились матерый, лет двадцати семи, летчик-ас, штурмовик и истребитель - и совсем молоденький, как бы необстрелянный, чем-то неясным там на войне занимающийся паренек лет двадцати.
И после того, как бравый летчик долго рассказывал о своих геройствах, расчувствовавшийся от уважения юнец захотел показать, что же он умеет - и взял его с собой на дело.
Оказалось, он был - не сапером, как в фильме "Повелитель бури", а, наоборот - минером. Он ставил мины прямо на немецкие корабли, подплывая к ним вплотную на маленьком катерочке, практически скутере. С бомбой на перевес. А по нему стреляют в это время, все такое. И так - каждый день. Вот рассказ ведется от имени летчика-аса - насколько то, что ему открылось, было ближе к смерти, чем его - тоже ежедневные - боевые вылеты.
Зачем я вам это рассказываю? Ну не содержание же фильма "Повелитель бури" вам рассказывать! Вы его сами посмотрите и сами все узнаете.
Только - вот еще что: этот жесткий, местами - натуралистичный, очень жесткий и правдивый фильм о войне - вовсе не антивоенный. Так уж вышло.
Как будто женщина-режиссер, глядя в объектив кинокамеры на этих пропыленных, прожаренных палящим солнцем пустыни, простреленных в нескольких местах мужчин, видит, наконец, настоящих мужчин. И не важно, насколько нужна, справедлива или бесчеловечна эта война. Мужчины делают свое дело. Настоящее дело. Там они могут погибнуть. И погибают - прекрасными (посмотрите, как хороши, как свежи были розы - Гай Пирс и Рейф Файнс! Да этих задохликов-невротиков такими прекрасными даже представить себе было трудно!)
А на гражданке в походах по супермаркетам они, мужчины, конечно, жизнью не рискуют. Но разве это жизнь?
Повелитель бури | The Hurt Locker: США - 2008
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Пленный Вместо этого смотреть:
Мы из будущего КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн