Проект «Бессмертное слово» мы хотим открыть фильмом, снятом режиссером Антоном Сазоновым на стихотворение Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был».
Об истории создания фильма по стихотворению поэта Левитанского рассказывает Анатолий Белый, автор проекта «Кинопоэзия»:
В конце прошлого года в Российском Военно-историческом обществе проходила выставка «Судьба истребителя», посвящённая герою Второй мировой войны лётчику-истребителю Александру Большакову.
История этого героя легла в основу фильма. Самолет Большакова уже в наши дни нашли искатели под Ржевом. Чудесным образом техника почти полностью уцелела и экспертам удалось идентифицировать пилота. Им оказался числившийся без вести пропавшим 24-х летний лётчик-ас, на счету которого числилось более 185 боевых вылетов и 17 сбитых фашистских самолётов.
Выбор стихотворного материала в нашем проекте, как правило, остаётся за режиссёром. Молодой режиссёр Антон Сазонов предложил замечательное стихотворение Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был...». И как-то сразу пришла идея связи времен: дня гибели героя и наших дней.
На мой взгляд, основная тема сегодняшнего дня - наша память. Всеми возможными способами нам необходимо рассказывать нашим детям о подвиге народа в Великой Отечественной Войне, которая всё больше и больше отдаляется от нас в неумолимом времени. А подвиг народа складывается из отдельных подвигов вот таких молодых ребят, как Александр Большаков, настоящих защитников родины.
Для режиссера Антона Сазонова - этот фильм дебют. В прошлом году он закончил Московскую Школу Кино, мастерскую Алексея Попогребского. Я посмотрел его дипломную работу «Тупик» и увидел тонко чувствующего человека. В кадрах его фильма была разлита поэтика.
Антон Сазонов, режиссер фильм, рассказывает о том, как снимал фильм:
«Про проект «Кинопоэзия» я много слышал и очень хотел в нем поучаствовать, но, получив бриф, связанный с конкретной исторической личностью, сначала, признаться, засомневался. Военная тематика для меня стала полной неожиданностью. Реальная фигура героически погибшего во время Второй Мировой лётчика Александра Большакова требовала, с одной стороны, корректности по отношению к истории, с другой - правильно найденной интонации. Ключом к этому, конечно, служил выбор стихотворения.
Произведение в данном случае должно было быть очень конкретным, хотя, по-началу, хотелось сделать свой рассказ более отстраненным, уйти от войны и сфокусироваться на теме личной трагедии человека на фоне истории и течения времени- как у Слуцкого в «Счастье - это круг…».
С самого начала еще напрашивалось стихотворение Высоцкого ««Як»-истребитель», ведь именно на этом самолете летал Большаков. Вот только речь в нем велась от лица самолета, не летчика.
Поэтому наиболее подходящими случаю стали строки Юрия Левитанского. Его стихотворение «Ну что с того, что я там был» давало необходимую степень условности и отстраненности от событий полувековой давности, при этом являлось очень точным по своему антивоенному посланию и передавало связь времен. Все это оставалось только перенести на экран, что я и попытался сделать».
Юрий Левитанский
Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед.
Я в нем как мушка в янтаре.
Ну что с того, что я там был.
Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня,
я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня,
и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
Уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Делитесь своими историями, участвуйте в проекте #бессмертноеслово ! Возможно, именно Ваша история ляжет в основу следующего фильма "Кинопоэзии".
Click to view