История создания фильма «Ну что с того, что я там был»

Mar 27, 2017 16:32

Проект «Бессмертное слово» мы хотим открыть фильмом, снятом режиссером Антоном Сазоновым на стихотворение Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был».

Об истории создания фильма по стихотворению поэта Левитанского рассказывает Анатолий Белый, автор проекта «Кинопоэзия»:


В конце прошлого года в Российском Военно-историческом обществе проходила выставка «Судьба истребителя», посвящённая герою Второй мировой войны лётчику-истребителю Александру Большакову.

История этого героя легла в основу фильма. Самолет Большакова уже в наши дни нашли искатели под Ржевом. Чудесным образом техника почти полностью уцелела и экспертам удалось идентифицировать пилота. Им оказался числившийся без вести пропавшим 24-х летний лётчик-ас, на счету которого числилось более 185 боевых вылетов и 17 сбитых фашистских самолётов.

Выбор стихотворного материала в нашем проекте, как правило, остаётся за режиссёром. Молодой режиссёр Антон Сазонов предложил замечательное стихотворение Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был...». И как-то сразу пришла идея связи времен: дня гибели героя и наших дней.

На мой взгляд, основная тема сегодняшнего дня - наша память. Всеми возможными способами нам необходимо рассказывать нашим детям о подвиге народа в Великой Отечественной Войне, которая всё больше и больше отдаляется от нас в неумолимом времени. А подвиг народа складывается из отдельных подвигов вот таких молодых ребят, как Александр Большаков, настоящих защитников родины.

Для режиссера Антона Сазонова - этот фильм дебют. В прошлом году он закончил Московскую Школу Кино, мастерскую Алексея Попогребского. Я посмотрел его дипломную работу «Тупик» и увидел тонко чувствующего человека. В кадрах его фильма была разлита поэтика.



Антон Сазонов, режиссер фильм, рассказывает о том, как снимал фильм:

«Про проект «Кинопоэзия» я много слышал и очень хотел в нем поучаствовать, но, получив бриф, связанный с конкретной исторической личностью, сначала, признаться, засомневался. Военная тематика для меня стала полной неожиданностью. Реальная фигура героически погибшего во время Второй Мировой лётчика Александра Большакова требовала, с одной стороны, корректности по отношению к истории, с другой - правильно найденной интонации. Ключом к этому, конечно, служил выбор стихотворения. 
Произведение в данном случае должно было быть очень конкретным, хотя, по-началу, хотелось сделать свой рассказ более отстраненным, уйти от войны и сфокусироваться на теме личной трагедии человека на фоне истории и течения времени- как у Слуцкого в «Счастье - это круг…».

С самого начала еще напрашивалось стихотворение Высоцкого ««Як»-истребитель», ведь именно на этом самолете летал Большаков. Вот только речь в нем велась от лица самолета, не летчика.

Поэтому наиболее подходящими случаю стали строки Юрия Левитанского. Его стихотворение «Ну что с того, что я там был» давало необходимую степень условности и отстраненности от событий полувековой давности, при этом являлось очень точным по своему антивоенному посланию и передавало связь времен. Все это оставалось только перенести на экран, что я и попытался сделать».

Юрий Левитанский

Ну что с того, что я там был. 

Я был давно, я все забыл.

Не помню дней, не помню дат.

И тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат.

Я рядовой, я имярек.

Я меткой пули недолет. 

Я лед кровавый в январе.

Я крепко впаян в этот лед. 

Я в нем как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был. 

Я все забыл. Я все избыл.

Не помню дат, не помню дней, 

Названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней. 

Я хриплый окрик на бегу.

Я миг непрожитого дня,
 
я бой на дальнем рубеже.

Я пламя вечного огня, 

и пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был.

В том грозном быть или не быть.

Я это все почти забыл, 

я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне,
 
война участвует во мне.

И пламя вечного огня 

горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить 

Из этих лет, из той войны.

Уже меня не излечить 

От тех снегов, от той зимы.

И с той зимой, и с той землей, 

Уже меня не разлучить.

До тех снегов, где вам уже 

Моих следов не различить.

Делитесь своими историями, участвуйте в проекте #бессмертноеслово ! Возможно, именно Ваша история ляжет в основу следующего фильма "Кинопоэзии".

image Click to view

кинопоэзия, livejournal, бессмертноеслово

Previous post Next post
Up