Комиксы Алана Мура "V-значит Вендетта"
Название русское: "V" значит Вендетта
Название оригинальное: V for Vendetta
Дата выхода: 11.12.2005
Выпускающая компания: Silver Pictures
Длительность фильма: 132 мин.
Режисёр: Джеймс МакТиг
Актёры: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Херт, Руперт Грейвс, Роджер Аллам, Бен Майлс
Сценарий: Алан Мур, Ларри Вачовски, Энди Вачовски
Награды и номинации: 3 награды и 16 номинаций
Страна: Великобритания
Жанр фильма: Триллер, драма
Фильм, который увидело наше сообщество в прошлую среду
http://community.livejournal.com/kinolanguage/,
продолжает вызывать и споры, и дискуссии в реале. Поэтому надо сказать о нем чуть больше.
Так что же это был за фильм?
Первый вопрос, который возник у меня при просмотре, был таков: как культурные мемы формируют массовое сознание?
А второй вопрос был такой: каким образом в этом фильме массовая культура, соединившись с интеллектуальной, создала такой мощный постмодернистский артефакт, который понятен как обычным людям, так и любителям интеллектуального кино? Жесткий психоанализ или.. очень простые ответы на вечные вопросы о жизни, любви и смысле всего происходящего в человеческой душе?... Чем этот фильм объединяет людей? Почему это всегда удавалось его создателям в предыдущих творениях: "Матрице" и "Бонде"?
Я думаю, фильм объединяет людей Победой, позитивом, надеждой. Недаром символ "V" - все-таки, означает "Виктория". (Хотя, несомненно, это черная "экзистенция". Но ведь экзистенция, а значит, не такая уж и темная :) ).
В фильме читается намек и на "Графа Монте Кристо", и на "Призрак Оперы", конечно же, на "1984", но ведь основная мысль - о победе человека над своим внутренним рабством, над страхом, над смирением со смертью и разрушением. Основной акцент фильма сделан на победе, потому так и уместна в нем игра символов.
В романе и многих экранизациях "1984" идея поражения главных героев служит для антиэффекта, чтобы поднять дух читающих/смотрящих, чтобы они преодолели свою инертность и обывательскую слабость, не отрекались от любви как в романе. В "Графе Монте Кристо" Эдмунд достигает цели в наказании Зла, но не выигрывает при этом Любовь, так что общий счет оказывается нолевым. В "Призраке Оперы" обожженный гений изначально победил самого себя и свое возможное счастье неверием в любовь Кристины, и ведет себя соответственным пораженческим образом, что ни в коей мере не заставляет зрителя сострадать ему, даже в тех случаях, когда Призрак наказывает явное зло.
И вот Братья Вачовски в этом фильме сумели опять, как в "Матрице", осуществить Мечту людей, читающих, смотрящих эти культовые произведения, но не находящих в них катарсиса, осуществить мечту узников несправедливости в концлагерях, которых и сегодня на Земле живет более, чем достаточно, и надежду тех, кто прошел войну в борьбе с фашизмом, но бессильно видит, как сейчас опять фашизм поднимает голову...
Потому что они показали в этом фильме Победу.
В их фильме "V-значит Вендетта" Граф Монте Кристо побеждает Зло, но не платит за это любовью, а и показывает человеку такую Любовь, которую мир отнял у нее, которую никто больше и никогда не покажет и не подарит ей.
В их фильме Уинстон Смит из "1984"не только не отрекается от Любви, но и возносит любовь других людей, пострадавших именно за нее в концлагерях, делает их любовь не бесполезной или казненной, а победившей, потому что именно силой этой Любви он и осуществляет и освобождение Иви от ее внутреннего горя и одиночества, и освобождение всей Англии от фашизма, и таким образом, он создает ту Любовь, которая способна, в отличие от Оруэлла, не родить смерть, а победить ее.
В их фильме "V-значит Вендетта" - Призрак Оперы открывает Кристине на этот раз реально ангельскую музыку, достойную имени ее отца, в отличие от проклятого Призрака Парижского Подземелья, наказавшего себя и весь мир уродством. Здесь Призрак заставляет этот мир полюбить и свое лицо, и принять это лицо как самое прекрасное, что есть у мира в тот момент. Недаром огромное количество людей выходит на борьбу с режимом именно с его лицом, которое уже больше, чем простая маска. Символично - Иви не заставляет его снять маску, как Кристина, она принимает эту маску как его живое лицо и целует именно маску, тем самым полностью делая ее ненужной, чего так и не смог добиться его предшественник из Парижской Оперы.
Что ж, вот и все. Братья Вачовски опять смогли подвести каждого зрителя, "ребенка, мужчину и женщину" к ясности сознания, к внутренней свободе, которой нет и не может быть без боли, потому что свобода - это инициация.
"Путь наверх лежит через боль" (с)
Мы приобрели совершенно чудесный бонус, увидев Хьюго Уивинга так как он есть, с его чудесными манерами и голосом, что полностью затмевает дублирование, почти убивает образ.
Роль Натали Портман в этом фильме также беспрецедентна, даже поклонники "Леона" вряд ли могли бы ожидать от нее чего-то большего, да, ученица Леона Киллера повзрослела и выросла, и принесла миру ответы на многие вопросы, которые каждый в нем так или иначе всегда задавал самому себе...
(с)"Хьюго Уивинг после роли агента Смита (а заодно его однофамильца из гоблиновской вариации «Властелин Колец») настолько всем знаком, что даже под сардонической маской народно-исторического террориста Гая Фокса и причёской перекрашенного в чёрное робота Вертера узнаваем безо всяких вопросов, и его пластика, а также, увы, недоступная слуху отечественного зрителя озвучка - всё это возносит фаната «матриц» просто на неземные высоты восторга. Человек менее фанатичных наклонностей тоже не может не отметить тонкую актёрскую игру при неподвижном лице - одними наклонами, пассами рук. И это здорово"(с).
А за более конкретными сведениями предлагаю пройти на этот сайт:
http://www.kinokadr.ru/articles/2006/04/23/vforvendetta.shtml (с)"Ведь сценарно это даже не «история одного террориста, перевернувшего мир и вернувшего свободу людям», это куда более история одной девушки, которая избавилась от страха, который её окружал, и поняла наконец, что терроризм ничего не решает, что маска V это всего лишь маска, безымянный символ чего-то, что дарит людям понимание, что не народ должен бояться правительства, а правительство должно бояться своего народа. Именно потому два гремящих в кадре взрыва никого не убивают и сопровождаются легкомысленным фейерверком, потому и маска такая улыбчиво-простодушная, потому театральщина и позёрство. Терроризм никто и не думал оправдывать или складывать ему оды, он тут - просто напоминание, которое рано или поздно разрушит само себя, раздав все розы по заслугам или нет, а люди будут жить дальше" (с).
http://www.natalie-portman.ru/index.php?dir=films&id=full&idd=20 (c)Сняв трилогию «Матрица», братья Вачовски гарантировано забронировали место в пантеоне славы голливудского мейнстрима, в тоже время, заслужив одобрение со стороны европейских снобов-интеллектуалов. Споры о провальности/успешности продолжений спасительной миссии Нео, никоим образом не отменяли закономерного интереса к последующим шагам Энди и Ларри. Было очевидно, что на небосклоне голливудского мейнстрима появились авторы, способные не только увлечь зрителя невиданными доселе визуальными аттракционами, но и (что намного важнее) заставить его думать. Ставки возросли, когда оказалось, что режиссёры нацелились на антиутопию, жанр непростой, постановочно тяжёлый, в коммерческом смысле неоднозначный. Реализовать фантазийные миры братьев было доверено их давнему соратнику и ассистенту Джеймсу МакТигу.
Великобритания. 2020 год. Страной управляет диктатор Адам Сатлер. По миру гуляет смертоносный вирус, а о былом величии США помнят лишь старики. Люди уже давно свыклись с мыслью о постоянном контроле и не предпринимают попыток изменить ситуацию. В очередную годовщину Порохового заговора (в далёком 1605 году смельчак Гай Фокс пытался взорвать здание Парламента) в Лондоне объявляется загадочный «V», человек-фантом, никогда не снимающий маски (иронично-презрительная улыбка, тонкие усики и бородка). Его задача - свергнуть неофашистский режим Сатлера. Помочь ему в этом берётся репортёрша Иви, которую «V» благородно спас от ограбления в тёмном переулке. По следу смутьяна идёт инспектор Финч, задача которого в кратчайшие сроки пресечь наглые вылазки зарвавшегося «супермена».
Пересказывать сюжеты экранизаций комиксов дело неблагодарное (за основу Вачовски взяли серию комиксов Алана Мура) - все они на одно лицо с поправкой на несущественные детали. Будь ты хоть Бэтмен, Супермен иль Человек-Паук - на роду написано спасать сирых и убогих, обиженных и оскорблённых. Совсем другое дело «V». Он преследует свои цели, и на лондонцев ему по большому счёту наплевать. Помыслы «V» устремлены в светлое будущее, название которому анархизм. Много лучше диктатуры? Большой вопрос. На словах - призыв к свободе, на деле - прямой путь к терроризму. Такой вот неоднозначный герой. Этим и подкупает.
«Вендетта» МакТига - один из немногих фильмов за последнее время, ставящий неудобные вопросы, и, главное, не дающий удобных ответов. Задача антиутопии в том и состоит: не делать нравоучительных выводов, а констатировать непростую ситуацию. Снимать очередную историю о рыцаре без страха и упрёка Вачовски уже не интересно, не тот масштаб. Да и с киномифологией можно поиграться, подмигнуть тем «кто в курсе».
Кроме смысловой нагрузки МакТиг не забыл и о художественной стороне дела. «Вендетта» - это прежде всего интересно рассказанная история, увлекающая зрителя не валом бессмысленных спецэффектов, а качественными диалогами и мастерски созданной атмосферой будущего. В фильме нет технических новшеств, отвечающих за правдоподобность 2020 года. Они здесь ни к чему, ибо перед зрителем не столько будущее, сколько альтернативная реальность, мало отличающаяся от повседневности 2006-го. Фантастический антураж отнюдь не самоцель для режиссёра, а скорее удачно найденный эзопов язык, проводник высказываемых идей. Первостепенна здесь именно атмосфера угнетения и страха. Вачовски всегда умели сделать красиво, удалось это и дебютанту МакТигу.
На фоне бессмысленной и беспощадной комиксоизации всего и вся, «“V” как Вендетта» похож на глоток свежего воздуха, дышать которым хочется как можно дольше. Вачовски создали ещё один прецедент (вслед за первой «Матрицей»), доказывающий простую вобщем-то мысль - интересно не тогда когда быстро-лихо-резво, а когда умно, вдумчиво и с душой.(c)