Граф КалiOSтро

Aug 03, 2014 23:12



Тема большой и чистой любви человека и виртуальной субстанции в искусстве в целом и в искусстве кино в частности раскрыта давно, так что фильм Спайка Джонса «Она» в этом смысле совсем не новация. Но сама форма подачи этой истории - романа между одиноким писателем чужих писем Теодором, переживающим непростой развод, и навороченной, максимально персонализированной операционной системой «Саманта», - избранная фриковатым режиссером, заслуживает как минимум внимания.

Тема большой и чистой любви человека и виртуальной субстанции в искусстве в целом и в искусстве кино в частности раскрыта давно, так что фильм Спайка Джонса «Она» в этом смысле совсем не новация. Но сама форма подачи этой истории - романа между одиноким писателем чужих писем Теодором, переживающим непростой развод, и навороченной, максимально персонализированной операционной системой «Саманта», - избранная фриковатым режиссером, заслуживает как минимум внимания.

Стиль этого фильма можно назвать «антиутопичным минимализмом». В кадре - в основном Хоакин Феникс, старательно изображающий депрессивную версию Леонарда из «Теории большого взрыва» (сходство гиковских рубашек, очков и странных штанов слишком явно, чтобы быть случайным) и разговаривающий через наушник со своей возлюбленной, иногда - с настоящими людьми. И, несмотря на этот минимализм, - два с лишним часа завораживают и не отпускают. Интерьеры подчеркнуто реалистичны, хотя в контексте понятно, что речь идет хоть о недалеком, но все же будущем. Кажется, совсем уже недалеком - посмотрите хоть на парочку за соседним столиком, сосредоточенно уткнувшуюся каждый(-ая) в свой гаджет…

Фильм Джонса чересчур узнаваем для антиутопии. Когда уездный помещик Федяшев в незабвенной «Формуле любви» Горина-Захарова-Толстого грезил об идеале бестелесном, это выглядело как причуда фрика позапрошлого века, сегодня Джонс показывает аналогичные по сути любовные переживания своего героя не как причуду, но как тренд - и вот это страшно, особенно при подчеркнутом внешнем минимализме. Когда Теодор делится с друзьями тем, что у него роман - настоящие отношения! - с девушкой «Самантой», которая суть есть только компьютерная программа, реакцией на это откровение становится не шок, а скорее недоуменное изумление - типа, как я бы завтра признался, что сплю с негритянкой - ну да, малость экзотично, ну а чо? И вот это как раз страшно вдвойне: я не про негритянку, ни разу не расист)) - а про реакцию окружающих героя людей. Да, современный мир таков, что выстроить гармоничные отношения с компьютерной программой гораздо проще и, кажется, естественнее, чем с человеком. Нам все сложнее смотреть друг другу в глаза, и для обычного разговора все чаще нужен посредник в виде гаджета. Показательно в этом смысле место работы Теодора - сайт Красивыеписьмаотруки.ком, где он сочиняет по велению заказчиков и от их имени трогательные послания родным и близким - не своим, разумеется, а заказчиков же. Странно, что этот сервис до сих пор не автоматизирован…

Спайк Джонс вроде как намекает финалом, что это путь в никуда - виртуальность так или иначе исчезает, и ты снова остаешься один на один с реальным миром. Вопрос только в том, что если настоящее чувство тебе дарит только виртуальность - на фиг сдался такой реальный мир?..

Пора заканчивать писать и заглянуть на Facebook.

кино для ума, кино не для всех

Previous post Next post
Up