Амели / FABULEUX DESTIN D'AMELIE POULAIN, LE, 2001

Sep 14, 2008 22:47


Взявшись описывать этот фильм, я оказался в определенном затруднении. Потому что описывать и анализировать его так же тяжело, как анализировать собственно лицо к примеру - чего его анализировать? Вот оно в зеркале - глядите, чего про него писать - оно каждый день со мной. Так и здесь - настолько этот фильм стал родным и неотделимым от собственного ощущения мира, что совершенно непонятно что про него говорить-то? Все что лезет в голову кажется банальным. Хотя что такое банальность, как не проверенное временем утверждение? Но от этого не легче. Фильм уже стал частью мировой культуры, его цитируют, его помнят, он стал одной из вех.

Написать все же надо. Во-первых, потому что я лично не нашел в интернете рецензий, удовлетворивших мою жажду высказаться по поводу этого фильма, и разобраться в чем же он хорош, а в чем плох (если он в чем-то плох). А во-вторых, потому что мне глубоко симпатичен этот фильм, и рассказать о нем просто страсть как хочется.

На первый взляд, в этом фильме все кажется понятным - странная девочка, зашуганная родителями растет одна потому не может установить эмоционального контакта ни с кем из окружающих, тем более с мужчинами (тема секса преподана в фильме с таким юмором, что отпадает из серьезного рассмотрения сама собой :))) ) Ну и далее, как написали бы в умных книжках, мы наблюдаем развитие эмоциональной зрелости этой юной девушки, идущей на экзистенциальные эксперименты, изучающей себя и других, учащейся действовать, и брать ответсвенность за свои действия. Ужас какой, вы не находите? :))))

Хочется сказать о солнечности, яркости, радостности фильма, о его непередаваемом юморе, о его жизнеутверждающем взгляде на жизнь, и прекрасной. незабываемой музыке - но это все и так очевидно, на мой взгляд.

Самое главное, хоть и не столь заметное (ибо, как все что с трудом замечаешь, лежит на поверхности) - это то, что этот фильм - про нас. Про каждого из нас. Он о простых людях, да и не о простых тоже - он обо всех сразу. Главная мысль фильма, на мой взгляд - все мы необычные. ВСЕ. Ну просто каждый из нас - необычен. И в чем-то в каких-то моментах - ненормален. У каждого из нас есть своя сумасшедшинка, фича, как сейчас модно говорить, которую каждый из нас если не скрывает сознательно от других, то по-крайней мере не говорит об этом никогда и ни с кем. Не говорит, потому что речь идет с одной стороны о радостях жизни, который другой может не понять (например сдирать обои со стен,ощущая себя при этом художником (отец Амели); или запускать руку в мешок с фасолью (Амели); или ненавидеть когда руки после воды покрываются морщинками (мать Амели)), а с другой стороны - эти вещи неотделимы от нас, от каждого из нас - они могут казаться сумасшедими, ненормальными, странными - но мы состоим из них. Нет нормальных людей, нет обычных людей - мы все необычные.

И кто-то позволяет своей сумасшедшинке спокойно жить, а кому-то она сама мешает жить. Но так или иначе именно ею мы часто и живем, и она отличает нас от других, просвечивая в нашем характере.

Ведь если убрать из фильма все эти удивительные отступления о характере наших героев - что останется? Амели предстанет непонятной асексуальной аутисткой, а уж ее избранник - вообще чуть ли не маргиналом, работающим на какой-придется работе, и увлекающийся (вы вдумайтесь!) сбором и склеиванием порванных мгновенных фотографий! Если бы нам не рассказали об этих людях подробнее вряд ли мы досмотрели этот фильм до конца с той же радостью и смехом, которые сейчас сопровождают каждый просмотр "Амели" в любом кинотеатре, сколько бы раз ни смотрел человек этот фильм (я смотрел раз 5 или 6 :))) )

И самое поразительное что нам - всем нам - очень нравится быть другими, непохожими на всех. И нормальный человек обычно и ощущает себя иным, оригинальным, непохожим, в чем-то выгодно отличающимся от других. Только не признается в этом напрямую (некоторые признаются - но это уже крайняя степень самомнения на мой взгляд. Те кто крутятся в шоу-бизнесе так прямо деньги делают на своей необычности).

Ведь когда смотришь Амели - помимо радости от солнца и улыбки главной героини - постоянно отождествляешь себя то с одним, то с другим из героев, и глядя на их странности, узнаешь или вспоминаешь некоторые свои странности, и наверняка думаешь про себя : "А ведь я все-таки хороший человек, мне еще можно пожить на этом свете. Еще можно." ((c) Е. Гришковец) - ну или как-то так, с таким посылом, с радостью от того, что ты и в самом деле необычный человек, и пониманием, что этой-то необычностью ты и мил, ты и приятен, ты и хорош.

Единственный фильм, с которым можно хоть как-то сопоставить "Амели" - это "Форрест Гамп". По сложности композиции - они идут вровень, на мой взгляд. Оба фильма - о необычных людях. Оба полны юмора, иных, необычных точек зрения на нашу обыденную реальность. Оба жизнеутверждающи. Есть даже соблаз назвать фильм "Амели" - "европейским женским Форрестом Гампом", но это было бы ошибкой на мой взгляд. Слишком уж разные посылы у фильмов. Если "Амели" отражает, на мой взгляд женскую точку зрения - ждать, наблюдать, надеятся, принимать, то "Форрест Гамп" - мужское кино - о том, как выживать, как идти к своей цели, как смело желать того, что желается, и любить тех, кого любишь, как быть твердым, и сохранять мужество, как стать успешным наконец! Может быть это не очевидно, но на мой взгляд это так. Кроме того, как я уже сказал - "Амели" говорит о том, что мы ВСЕ необычные и в чем-то сумасшедшие, надо только это увидеть и прянять, между тем, как в фильме "Форрест Гамп" показана история ОДНОГО необычного человека среди обычных людей. Разница существенна.

Амели - кинестетичный, осязательный, сочный фильм. Его как-то не хочется анализировать, выделять что же именно в нем происходит, какие именно повороты сюжета запомнились... Потому что все настолько цельно, и неделимо, что кажется - оторви часть, разложи под лупой логического анализа - что да как, да почему - и весь чудесный мир Амели враз потеряет свое очарование. Ибо он не логичен от начала и до конца. Вообще слова "думать" и "осмлыслять", по-моему не применимы к этому фильму. Он смотриться целиком, и так же - ЦЕЛИКОМ - запоминается. Такое большое (очень большое!) теплое, солнечное, теплое ЦЕЛОЕ - где есть все: и озорство, и застенчивость, и детское любопытство, и удивление от этого - "взрослого" мира, где все мы - лишь выросшие дети, детьми не переставшие быть, но вынужденные носить маску "я взрослый" или "я занимаюсь важным делом", или - "я - профессионал" - но по сути у каждого из нас внутри живет масса детских страхов, которые мы правда научились не замечать или скрывать, но которые тем не менее руковдят нами исподволь, те же позабытые, прикрытые снегами повседневности детские мечты... Ведь нет выше наслаждения чем осуществить то, о чем мечтал в детстве - пусть даже по "взрослым" меркам это будет нечто не существенное, или даже "бесполезное", "не-рациональное". Этим каждый из нас прекрасен. Потому что дети в принципе не похожи друг на друга. Взрослые - бывают похожи, и чаще всего похожи - одинаково думают, одинаково одеваются, одинаково любят или не любят какие-то вещи.... Но все взрослые внутри - дети. И поэтому все мы разные. Надо только иметь смелость быть настолько сумасшедшим, чтобы сохранять в себе хотя бы часть детства.

Мне крайне интересно послушать людей, которые терпеть не могут этот фильм - я встречал таких. Лично я их не понимаю - мы как будто говорим на разных языках. Причины нелюбви называются разные - от того, что фильм называют нудным и затянутым (нудным и затянутым ???!!), то полного неприятия Амели - слишком мол сахарно-добренькая, чистенькая и вообще вся в белом - кукла а не персонаж (это она-то в белом??? это она - которая фактически ставит эксперименты над людьми - сахарно-добрая??? а как она поступила с месье Колиньоном - врагу не пожелаешь). Но мне интересны такие люди, которые не принимают этот фильм - значит я чего-то не увидел, чего-то не проанализировал, раз этот фильм может вызывать и негативную реакцию. Буду рад, если они выскажут свое аргументированное мнение и впечатление.

Много еще чего хочется написать про этот фильм, напомнить интересные эпизоды, вместе порадоваться, посмеяться над казусами, но это уже - личное дело каждого. И не дело превращать рецензию в перепросмотр фильма. Лучше возьмите в охапку хорошего человека, усядьтесь на диване, поставьте в DVD этот прекрасный фильм и получите незабываемое удовольствие от просмотра, и перепроживания этой вместе с Амели.

PS Дискуссия крайне приветствуется!!!
Previous post Next post
Up