Солнечный удар / внимание к деталям

Nov 11, 2014 01:29



Фильм отличный (либеральная пресса со своей критикой в полном составе стройным шагом идет в сад).

Михалков создал свой стиль, органичный и узнаваемый, и очень свободно в нем живет. Это достижение. Стиль этот преемственен классическому русскому (и итальянскому, что неплохо :) кинематографу, альтернативен Голливуду и это ценно. Задачи, которые ставит режиссер - масштабны и сложны. Тот, кто никогда не пытался решать такие задачи в кино, никогда не сможет и оценить преодоленные сложности. В этом фильме нет правок сценария со стороны банков выделяющих деньги (вспомним "Сталинград" Бондарчука откровенно снятый в угоду геополитическим противникам России) и подобная самостоятельность в современном кинематографе явление также исключительное.

Понравились следующие моменты:

1. Отличная композиция картины в целом. В начале герой задает вопрос: "Как (почему) так случилось?". В конце получает ответ: "Потому что, раз Бога нет, то все можно. Можно вас всех взять и утопить." Очень наглядно.

2. Прекрасный пароход счастья уплыл, когда герой соблазнился на грех. Счастливая имперская Россия уплыла, когда народ соблазнился Западом.

3. Красивый контраст настроений между эпизодами было / стало. Очень дополняют друг друга.

4. Ржавая баржа с белогвардейцами, как метафора народа. Могли бы в любой момент подняться и разогнать красных, но так покорно просидели и утонули.



5. Несомненно, следует отметить красивую музыку. Нынче популярна идея, что выразительная музыка в кино не нужна, достаточно  сделать просто абстрактный эмбиент фоном и всё. Это тупиковый путь. Здесь же, Эдуард Артемьев написал мелодически выразительную и гармонически сложную музыку, со множеством оттенков и интонаций. Найти настолько красивый и точный образ - сложнейшая задача.

6. Хорошая находка: раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять - опа, а на пальце кольцо. "Зайчик" ушел в загул.

7. Коляска 90 ступенек прыгала по лестнице, перевернулась и сгорела - прекрасная метафора Советского Союза. Молодая страна (ребенок) катится, а за кадром считают, так и представляешь - 41-й год, 45-й, 60-е, 70-е годы. Образ ёмкий. То, что коляска - цитата из Броненосца Потемкина это, на самом деле, неплохо.

8. Молодой солдат в грязи катается на роликах. Теперь высшее светское образование (Толстой, Достоевский, Монтень в оригинале) это как фигурное катание на помойке.

9. Фокусник расхваливавший Запад разбил время. Точно также шарлатаны и клоуны провернули фокус и разбили страну. Затем, фокусник подарил поручику свои часы. Мелодию сам выбирал. Так что живи теперь по чужим стандартам. Тоже символично. И что особенно хорошо подчеркнуто - народ, в лице Егория эти подаренные Западом стандарты вернул обратно и не стал по ним жить.

10. Корабельное двигло в постельной сцене хорошая метафора. Было уже, но это не беда. Критики зря привязались.

11. Из газетной вырезки про товарища Землячку, солдат делает самолетик который летает над миром. То есть Землячка теперь как бы парит над страной. Потом превращается в чайку (и гадит на поручика). Что характерно, Незнакомка в самом начале своего появления говорит детям: "А пойдемте кормить чаек!". Вот они в итоге и накормили эту чайку.

12. Интересно, что за слова в песне, которую поет Незнакомка? Должно быть тоже символичные.

13. У Незнакомки нет имени - она как мираж. Промелькнула и исчезла, оставив поручику разрушенную личную жизнь. У поручика, впрочем, имени тоже нет. В его случае это обобщающий образ русского офицера.

14. Режиссер хорошо спел песню "Не для меня цветут сады" в финальных титрах.

15. У белогвардейцев фоном играет казацкая песня:

Ой да во синём морю корабель плывет
Ой да корабель плывет, аж вода ревет
Ай да корабель он плывет, аж вода ревет

Ай да как на том корабле три полка солдат
Ой да на том корабле три полка солдат
Ой да три полка солдат, молодых ребят

Ой да три полка да солдат, молодых ребят
Ой да как один то из них Богу молится
Ой да Богу молится, домой просится

16. Когда белогвардейцы сидят в палатке и кто-то спрашивает где ротмистр, полковник (который его сдал) чтобы переключить внимание публики начинает петь песню про прекрасную Матильду. Прекрасная Незнакомка также сбила с толку поручика. Что характерно, последней песней полковника была "Что наша жизнь - игра!". Доигрался.

17. Залкинд (товарищ Землячка), когда начинает распыляться как она победит христианство - бьется об стол. Что символизирует. После этого эпизода она говорит о себе "чертов характер". И даже партийная кличка была "Демон". При этом толстый мужик рядом (товарищ Кун) называет её богиней. Смысл - демонов сделали своими богами. Это и есть ответ на вопрос Егория о преемственности христианских идей у красноармейцев.

18. Рука Егория потянулась перекреститься, но остановилась поправить фуражку - сильная находка.

19. В итоге всех обманули, "Апофеоз примирения" не получился. Единственного, кто понимал что происходит - ротмистра предали. Предатель (полковник) был задушен своими же, но и красные также презирали его. Это краткая история белого движения.

Сильный фильм. Режиссер рисует образы двух эпох, размышляет над причинами и смыслом исторического процесса - можно представить какой отбор деталей необходимо провести чтобы нарисовать всё это. Формальная сторона также на высоте - ритмика, композиция кадра, режиссура, выпуклые проработанные характеры и их взаимодействие, звук, детали. Фильм сложный, глубокий, в нем есть художественная правда и красота. Критиканов - в мусорную корзину. Режиссеру - респект.
Previous post Next post
Up