Блогеры убивают кинокритику?

Jul 31, 2009 04:04

Среди прочих важных тем, на «круглом столе», подготовленном Гильдией киноведов и кинокритиков и НИИ киноискусства в рамках 31-го ММКФ, был затронут актуальный вопрос, касающийся Живого Журнала и других блогосфер, и их взаимоотношений с кинематографом.

Оказалось, что уважаемые российские кинокритики очень обеспокоены влиянием блогов на кино в целом и на зрительскую аудиторию в частности.



(с) Александр Матис

-------------------------------------------------------------
Виктор Матизен:

"...Я уже обозначил некоторые проблемы. Это, прежде всего, появление блогосферы, где пишут культурные и не очень культурные люди. Они меняют язык кинокритики. Высказываться в том стиле, в котором писали еще 20 лет назад, постепенно становится все менее возможным. Возникает вопрос: каким образом можно абсорбировать ту практически уличную лексику, которой пользуются блогеры, и как сохранить непосредственную живость и актуальность высказываний на более или менее официальном языке? Я вижу результаты влияния стиля блогосферы во многих статьях профессионалов. Они пытаются подстроиться.

Влияние блогосферы - определенного рода вызов, который бросает нам современная ситуация.

Не говорю даже о случаях явного лоббирования картин, не говорю о кинокритике, которая, по существу, является пиаром. Подобного рода ситуации были и приобретали достаточно громкую известность. Допустим, чистым пиаром их назвать невозможно, потому что оплаты там, скорее всего, не было. Была искренняя заинтересованность в определенного рода картинах и совершенно яростная их защита, при игнорировании противоположной точки зрения. Я полагаю, что вы понимаете, о чем идет речь. Сейчас не хотел бы называть картины, поскольку ситуация была достаточно болезненной и чуть было не привела к реальному расколу внутри цеха кинокритики.

На что влияет профессиональная кинокритика? Способна ли она влиять на блогосферу? На прокатный успех картин? К примеру, на авторское кино? Влияет ли она каким-то образом на сборы? На стратегию продюсеров? На то, что снимают режиссеры? На то, какие фильмы попадают на кинофестивали? И так далее…

...Говоря о новых формах критики, я недавно обнаружил для себя такую форму, как критика с видео цитатами.
К мысли автор тут же подверстывает фрагмент из фильма, подвергает его разбору и идет дальше. Поскольку мы все теперь имеем возможность вставлять в интернет-статьи ссылки по типу «YouTube», эта форма критики, по-моему, имеет большую перспективу. Она позволяет работать с режиссером и аудиторией одновременно. Меня такой способ немедленной апелляции к картине сильно впечатлил."

-------------------------------------------------------------
Юрий Богомолов:

"...Мы говорим «критика», но часто имеем в виду разные вещи. Есть «анонсирующая критика», «газетная критика», репортерская. Есть журналистская или публицистическая критика. Есть аналитическая.

Я знаю, что талантливо пересказывает содержание фильмов Лидия Маслова в газете «Коммерсантъ». Я без всяких кавычек это говорю. Это, действительно, делается весело, остроумно, живо и содержательно. Улавливаешь смысл и суть того, что в фильме еще не просмотрено. Есть очень талантливая интерпретационная критика. Денис Горелов делает это талантливо и замечательно. Он использует кино как повод для того, чтобы поговорить о жизни. В этом смысле советская критика дала толчок, импульс для интерпретационной критики, потому что мы помним, как было: будем говорить про кино - сможем что-то сказать и про жизнь. Потому журнал «Искусство кино» был важным фактором нашей культурной жизни, почти наравне с «Новым миром». Статьи Майи Туровской и Юрия Ханютина, Инны Соловьевой и Веры Шитовой играли важную и значительную роль.

Сегодня эта традиция в значительной степени завяла. И связано это, возможно, с тем, что сегодня внештатная критика не кормит человека. Не кормит профессионала. Есть, конечно, замечательные статьи, но они вне фокуса внимания сегодняшней аудитории. Зато чрезвычайно неприятно, когда критика используется как некий прием, чтобы помахать дубинкой над головами кинематографистов и вообще творческих работников.

...Я хочу еще раз подчеркнуть, что критика находится на перекрестке множества проблем. Мы пережили трудный период, когда идеологические начальники ушли, государство уже не очень волновалось по поводу того, что происходит в стране, и критика стала реальной инстанцией в отношениях художника с публикой. Возможно, у критики от этого слегка поехала крыша. Возможно, от этого иногда возникает менторский тон абсолютно непререкаемая позиция в тех текстах, которые мы порой читаем."



(с) Виктор Ершов

-------------------------------------------------------------
Дмитрий Караваев:

"Я согласен с Виктором Матизеном, который говорит о влиянии блогосферы на критику. Я ее, может быть, несколько односторонне, охарактеризовал бы как форму девальвации критической трибуны. У меня есть некоторый опыт обсуждения фильмов на форумах в Интернете; в результате я пришел к выводу, что подобная форма критического обсуждения сильно принизила роль критики."

-------------------------------------------------------------
Андрей Плахов:

"...Процессы, о которых говорили в предыдущих выступлениях, происходят не только в России, они происходят во всем мире. Ситуация критики меняется в Европе столь же радикально, как и у нас. В последние годы, пожалуй, резко и не в нашу пользу. Я постоянно участвую в подобных дискуссиях в ФИПРЕССИ, когда критики, особенно старшего поколения, сетуют на то, что падают критерии в профессиональной среде, не говоря уже о самом кинематографе. Говорят о том, что пресловутая блогосфера превращает каждого пишущего в критика. Понятно, что нужно провести какие-то границы между талантливыми людьми, которые пишут в Интернете, и теми, кто делают вид, что они критики. Следует определиться, кого можно считать коллегой-профессионалом, кого нет.

...Мы, с одной стороны, идем в ногу со всем миром в негативном ощущении будущего. Традиционные критики называют себя динозаврами, которые не востребованы жизнью. С другой - критическая жизнь уходит куда-то в сторону, в другие места, скажем, в Интернет.

Думаю, что Интернет - далеко не последнее пристанище негодяев, считающих себя критиками, и в ближайшее время появится нечто другое. Мы окажемся перед новыми проблемами. Тем не менее, жизнь продолжается. Я разделяю девиз Лукино Висконти: «Пессимизм - интеллект, а оптимизм - воля». Все, что происходит - происходит. Это объективная реальность. Смешно с этим бороться, негодовать - как на плохую погоду. Надо найти свою нишу, свою правильную позицию. Слово «позиционировать» - очень хорошее. Оно необходимо в новой ситуации, которая меняется на глазах...."

-------------------------------------------------------------
Нина Дымшиц:

"Мне сейчас приходится много общаться с теми молодыми, которые потом станут критиками или киноведами. Заботит вот что: у нас утеряно понимание того, что такое плагиат. Это явление связано с Интернетом. Мне каждый раз приходится объяснять, что такое плагиат, причем не на первом курсе. Почему я сегодня такая возбужденная с утра? Потому что получила пять курсовых, и мне осточертело проверять, из каких сайтов это скомпилировано. Иногда просто скачивают. Иногда компилируют. Это уже творческий подход к делу.

Трудно объяснить, что такое аннотация и что такое рецензия, чем они отличаются друг от друга, так как в Интернете большей частью крутятся аннотации, более или менее развернутые, под названием рецензия. Сегодня киноведы пишут рецензии на уровне расширенных аннотаций. Вытащить из них аналитику трудно. Можно начинать любой курс лекций с того, что критика - это аналитика, а не критиканство.

В самой жизни такое понимание утеряно. Достаточно печальная ситуация."

-------------------------------------------------------------
Кирилл Разлогов:

"...Да, в критике есть проблемы. Старая критика, которая напрямую влияла на судьбу фильма, и статья в газете «Нью-Йорк таймс» увеличивала успех фильма на уик-энде на 30%, к сожалению, ушла в прошлое. Так же как и газета «Нью-Йорк таймс», которая, может, еще сохраняет свое существование, но уже в меньшем варианте, в электронном виде. Появились блогеры. Они, как люди, которые снимают фильмы на сотовые телефоны, представляют собой распространение экранного творчества на другие слои населения, которые не являются профессиональными с традиционной точки зрения, но вполне могут стать профессионалами завтрашнего дня...

...В советское время говорили: «Критики ругают, значит, надо пойти посмотреть». Это было и остается..."



(с) Владимир Кремлев

-------------------------------------------------------------

....Интересно, что ответят блогеры?...
Previous post Next post
Up