Этот фильм был вторым заходом Маяковского в мир кинематографии, первый его опыт ("Не для денег родившийся" того же года; по мотивам "Мартина Идена"), к сожалению, не сохранился.
Маяковский в фильме "Барышня и Хулиган" (1918)
Работая над сценарием (переделкой "Учительницы рабочих" итальянца Эдмондо Де Амичиса) вместе с Евгением Славинским, будущим режиссёром картины, Маяковский сетовал, что во время съемок "Не для денег родившийся" его, как сценариста, вообще не слушали и благодарил Славинского за внимание к замечаниям и уточнениям.
Забегая вперёд, скажу, что картина "Барышня и Хулиган" была весьма популярна, её крутили в прокате несколько лет, и залы отнюдь не были пустыми. Симпатия зрителей вполне понятна - это ведь был один из немногих фильмов, рассказывающих о жизни простых людей, да и актёры, сыгравшие главные роли, чрезвычайно хороши.
Но сам Маяковский спустя несколько лет говорил о своём кинематографическом опыте с неудовольствием: "Сентиментальная заказная ерунда. Ерунда не в том, что хуже других, а что не лучше".
Снимали "Барышню и Хулигана" в киноателье "Нептун", частной компании, организованной поклонниками Маяковского, супругами Антик. Собственно, и появилось-то это ателье исключительно потому, что Владимир Владимирович хотел заниматься кинематографией. Вот ему и предоставили такую возможность :)
В рассматриваемом фильме в главных ролях снимались сам Маяковский и актриса Александра Ребикова. Ребикова снималась с 1915 года и была одной из очень популярных актрис. Сейчас, в основном, вспоминают только Веру Холодную, и лично мне очень жаль, что Ребикова забыта.
Александра Ребикова в фильме "Барышня и Хулиган" (1918)
Кстати, обратите внимание, насколько актриса выглядит (я имею ввиду внешность, конечно, а не игру) современно для нашего времени! Ей-богу, трудно поверить, что это было более ста лет назад!
Маяковский - великолепен. Даже в немом фильме он чрезвычайно харизматичен, а как актёр вполне мог бы стать звездой, тем более, что к процессу относился серьёзно.
Евгений Славинский вспоминал: "Маяковский, не будучи актером, держался перед аппаратом великолепно: был спокоен, быстро и непринужденно схватывал подсказывания режиссера во время съемки, знал и ровно вел свою роль. Вообще, в его игре чувствовалась естественность и отсутствие позирования. Репетировать с ним много не требовалось."
Хочу также обратить внимание на роль антагониста - хулиганистого ученика, с которым ссорится герой Маяковского. Ян Нивиньский очень забавно отыграл кривляку-клоуна, живо напоминающего реальных школьных непосед.
Ну а теперь перейду к фильму: вступление затянулось :)
Маяковский в фильме "Барышня и Хулиган" (1918)
Наш Хулиган - гроза своего района, с ним стараются не связываться и безропотно ему подчиняются. Что закономерно - ведь Хулиган даже просто ростом выше большинства на голову, а то и больше. И кулаки у него отнюдь не дамские.
Учительница (Александра Ребикова), кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
В местную школу приезжает новая учительница - барышня в полном смысле этого слова. Директор, покачав головой, предполагает, что ей будет сложно - школа-то для взрослых, а коллеги, вводя в курс дела, сообщают и о сложном ученике, Хулигане. Который, впрочем, в трактире бывает чаще, чем в школе.
Забавный момент - одна из коллег-учительниц вынимает из сумочки портрет этого самого Хулигана и демонстрирует новенькой. Интересно, зачем она носит портрет с собой? :)
Учительница несколько напугана предупреждениями, и уже представляет, как ей придётся бороться с тлетворным влиянием трактира.
Кажущиеся кошмары новой учительницы, кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
На прогулке она встречает того самого Хулигана. Обнаруживается, что она боится его до смерти. В страхе барышня убегает, Хулиган преследует её до самой школы, где и узнаёт, что это новая учительница.
Первая встреча героев, кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
На следующий день он является в школу.
Девушка настолько непохожа на всех других, что парень невольно влюбляется. Он грезит ею наяву, но, конечно, шансов нет.
Видение Барышни Хулигану, кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
В школу он теперь приходит прилежно, а однажды вместо диктанта сдает ей тетрадку с признанием в любви, чем пугает учительницу еще больше.
Признание в любви, кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
Одновременно он начинает конфликтовать с тем самым "клоуном", о котором я писал выше. Причина конфликта - попытка принудить кривляку уважать учительницу и не придуриваться на занятиях. Конфликт едва не перерастает в драку, дядя "клоуна", местный мясник, достаёт нож.
Школьный кривляка (Ян Нивиньский), кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
Конечно, в этот раз еще ничего не случилось - школа, всё-таки. Но учительница интуитивно чувствует беду, говорит об этом Хулигану. Тот не принимает предупреждение всерьез - ведь он на местных улицах едва ли не самый главный, чего ему бояться?
Самонадеянность, увы, и приводит к беде - драка с мясником один на один перерастает в избиение Хулигана целой толпой, а далее идет в ход нож.
Фильм заканчивается смертью героя, но в последний момент Барышня успевает прийти к нему и поцеловать. В первый и последний раз.
Моя оценка 3+ (три - потому что я не могу рекомендовать всем, фильм может заинтересовать только ограниченную аудиторию, ибо немой, но, честное слово, его стоит посмотреть просто из-за Маяковского).
Хулиган кидает пиджак в лужу, чтобы возлюбленная могла пройти, кадр из фильма "Барышня и Хулиган" (1918)
Любопытный момент. Помните сцену из "Бесприданницы" Протазанова, в которой Паратов кидает перед Ларисой шубу, чтоб та могла пройти? Так вот, содрал Яков Александрович эпизод в "Барышне и Хулигане", мдя...
От А до Я. Советское кино 20-х. Великий Немой