Неожиданно и необычно. Режиссёр Владимир Тумаев снял фильм о том, как традиционная культура ненцев сталкивается с городской культурой, какой выбор приходится делать тем, для кого тундра - родина, и чем платить за этот выбор. Самое привлекательное в "Белом ягеле", пожалуй, то, что эта история не может быть перенесена на другую почву - она не могла произойти в современной городской среде, да и в сельской, пожалуй, тоже. И еще здесь много вопросов, на которые лично у меня нет ответов.
Кадр из трейлера к фильму "Белый ягель" (2014)
Каждый год малышей из тундры вертолёт забирает на Большую землю - учиться. Для многих детей это настоящая психотравма - они не хотят ехать, боятся покидать родные места, убегают и прячутся - как маленькие зверьки от охотника. Много лет назад, в детстве, я читал книгу Тихона Сёмушкина "Чукотка" - про организацию первой школы-интерната для чукотских детей. Со времени событий, описанных Сёмушкиным, прошло почти сто лет, но дети точно так же не хотят покидать родителей и привычный быт.
Нет, про детей в фильме "Белый ягель" больше не будет - основные события происходят с людьми достаточно взрослыми, закончившими школу не вчера. Но именно школа на Большой земле меняет для жителей Крайнего севера всё. Потому что ставит перед выбором - возвращаться или вливаться в современную городскую культуру. Алёшка (Евгений Сангаджиев) решил остаться, Анико (Ирина Михайлова), которую он любил с детства, выбрала город.
Алёшка (Евгений Сангаджиев), кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Казалось бы, стандартная завязка для самой обычной мелодрамы, но... нет. Здесь всё глубже, поскольку связано не только с личными историями, но и с Землёй предков, с традициями, которые для нас выглядят странными, но для малых народов Севера являются единственным способом сохранения не только идентичности, но и самой жизни.
Алёшка страдает по Анико и не может её забыть, хотя прошло немало лет. Живёт он с матерью, и мать беспокоится о будущем сына: дело даже не в том, что она хочет видеть его счастливым, а в том, что быт оленеводов не подразумевает холостяцкого одинокого существования; пока мужчина в тундре, в чуме должна оставаться женщина и хранить очаг в прямом смысле этого выражения.
Кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Конечно, пока мать жива, проблем у Алёшки не будет, но мама не вечная, а потому и переживает. И решается мать на то, что её самой противно, - женить сына против его воли. И здесь происходит то, что вне традиций малых народов невозможно: мать сама выбирает сыну невесту, невеста тут же переселяется в их чум. Обряд бракосочетания формален донельзя, никого и не спрашивают есть согласие, нет согласия... Да и сам Алёшка приезжает лишь на очень короткое время - молча ест, как будто всё происходящее его никак не касается, и тут же молча уходит.
Свадьба без жениха, кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
И потом он тоже не будет обращать на жену никакого внимания.
Жалко Алёшку, жалко его жену Савене (Галина Тихонова), а пуще всех жалко мать Алёшки - ведь на ней висит еще и груз вины за то, что она испортила жизнь девушке, которая и не жена де факто, но которая не ропщет, делает в чуме всё, что нужно, и лишь тихонько плачет по ночам.
Вот так была представлена Анико. И никаких дополнительных слов не надо, не правда ли? , кадр из фильма "Белый ягель" (2014)
Анико потом приедет навестить отца, но, что бы она ни говорила, она уже в другой жизни. Брат сетует, что она и язык-то родной забыла, а организм Анико не принимает обычную для её народа пищу - разве сможет она вернуться?
Моя оценка 4+
От А до Я. Кино десятых. Россия. Наследники и кукушата